Коллаж НГ-Online
Согласно последнему опросу Левада-Центра, российские граждане чаще всего не чувствуют вовсе (40% респондентов) или лишь в незначительной степени ощущают (25%) ответственность за то, что происходит в стране. 55% опрошенных заявили, что совершенно не могут повлиять на происходящее в России. Еще 26% полагают, что их влияние существенно ограничено.
Такие данные позволяют озаботиться состоянием гражданского общества в стране, но на их основании преждевременно делать далекоидущие выводы. Соцопросы зачастую поверхностны. Они заставляют задаться дополнительными вопросами, без которых невозможно полное социологическое исследование.
Из опроса Левада-Центра следует, что почти две трети граждан не чувствуют ответственности за происходящее в России. Это много, но приведенные цифры важно рассмотреть в динамике. Картина существенно не меняется последние три года. Однако в октябре 2017 года «совершенно не чувствовали ответственности» 60% респондентов. Спустя год их доля снизилась до 41%. Получается, что за 12 месяцев положение дел изменилось значительно, если не сказать – радикально. Период между двумя опросами вместил в себя как предвыборную мобилизацию весны 2018 года, так и летнюю пенсионную реформу, рост социального недовольства и разочарования властью.
Примечательно, что за этот период показатели «ощущаемого влияния» изменились не столь существенно. В 2017 году 68% заявляли социологам, что совершенно не могут воздействовать на происходящее в России. Спустя год их было 62%. При этом за три года, начиная с октября 2017-го, скачок все-таки произошел. Тогда лишь 5% говорили о своем полном или значительном влиянии на события в стране. Сейчас набралось 16%.
Руководствуясь лишь данными простых соцопросов, объяснить эти цифры и их изменение затруднительно. Можно условно считать, что чувство ответственности – это политический потенциал общества, а ощущение влияния – степень осознанной реализуемости этого потенциала. Если это так, то гражданское общество в России скорее живо, чем мертво: все меньше людей думают, что от них ничего не зависит, и все больше – что они способны воздействовать на происходящее.
Однако и такой вывод будет поверхностным. Например, ни из одного опроса Левада-Центра не следует, что люди действительно хотят ответственности и влияния. Дело в политической ментальности. Практика показывает, что российские граждане охотно делегируют ответственность сильной власти, например, в обмен на материальное благополучие. Поэтому рост ощущаемой ответственности в период с 2017 по 2018 год вовсе не обязательно свидетельствует о том, что люди постепенно реализуют свою мечту о гражданском обществе. Быть может, они вовсе о нем и не мечтают. Не исключено, что они воспринимают растущее ощущение ответственности как признак упадка того государства, с которым им спокойно и комфортно жить. Стремление человека бежать от свободы актуально, его никто не отменял. Чтобы понять реальную мотивацию граждан, необходимы дополнительные вопросы.
Примерно та же двусмысленность и с ощущаемым влиянием. Быть может, растущие показатели отражают рост социального оптимизма: люди все больше чувствуют, что способны воздействовать на власть, например, путем настойчивых акций протеста. Но возможна и другая интерпретация. В 2020 году граждане голосовали за поправки к Конституции. Их долгое время убеждали в том, что их голос очень важен, что они меняют страну к лучшему. И может оказаться, что 16% «полностью» или «в значительной мере» влияющих на дела в России респондентов Левада-Центра – это не оппозиционные энтузиасты, поддерживающие протест в Хабаровске или экологических активистов, а граждане, сказавшие «да» изменениям в Основном законе.
комментарии(0)