Фото freepik.com
В российско-израильских отношениях появились тревожные симптомы. Посол России в Израиле Анатолий Викторов дал интервью Jerusalem Post, которое произвело дипломатический скандал и вынудило посольство давать объяснения. В представленной изданием версии прозвучала жесткая оценка внешней политики еврейского государства. «Проблема региона не в активности Ирана, а в отсутствии взаимопонимания между странами и несоблюдении резолюций ООН в арабо-израильском и палестино-израильском конфликтах», – приводила газета некоторые высказывания главы дипмиссии, сопровождая их ремарками журналиста. Так, критическую оценку получила борьба Израиля с шиитскими военизированными формированиями. «Израиль атакует «Хезболлу», а не «Хезболла» атакует Израиль», – цитирует Викторова издание. В этом контексте посол добавил, что еврейское государство «не должно совершать атаки на территории суверенных членов ООН», вероятно, имея в виду Сирию.
Вопреки распространенному среди экспертов и политиков мнению о том, что именно российское командование дает Армии обороны Израиля молчаливое согласие на атаки против иранских позиций на сирийской территории, в первоначальной версии интервью Викторов говорит, что РФ ни в прошлом, ни в настоящем не поддерживала трансграничных авиаопераций. Этим дело не ограничилось: в интервью виден и некоторый скепсис посла по отношению к блоковой стратегии Израиля в Ближневосточном регионе, которая проявилась в процессе дипломатической нормализации с арабскими странами. Высказывания Викторова не могли остаться без внимания израильского Министерства иностранных дел. Дипломата вызвали в ведомство, чтобы получить соответствующие объяснения. Посольство России в Израиле выступило с заявлением, что это «тот случай, когда представители СМИ привносят свои акценты в имевшее место интервью». Стилистика сообщения говорит, что некоторые жесткие вещи со стороны Викторова все-таки прозвучали.
Но даже с учетом «искажения общей направленности разговора» появление материала в Jerusalem Post кажется весьма иллюстративным. Скорый приход к власти администрации Джозефа Байдена, как ожидается, вернет Россию и США на более-менее близкие позиции в оценке ядерной программы главного регионального противника Израиля – Ирана. Избранного президента считают сторонником возвращения США в ядерную сделку – Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), защитником которого долгое время оставалась российская сторона на фоне демаршей и политики «максимального давления» администрации Дональда Трампа. Не случайно в первоначальной версии интервью Викторова даже звучат идеи, схожие с тем, о чем в своих публичных выступлениях говорил Байден. Так, посол допускает, что некоторые положения иранской ядерной сделки «могут быть изменены», хотя «это вопрос переговоров с заинтересованными сторонами и иранскими властями».
Идея нового переговорного процесса с Ираном, которая, вероятно, будет поддержана двумя глобальными державами, не может не вызывать раздражение в Израиле. Еврейское государство слабо верит в то, что ядерные амбиции Тегерана можно ограничить путем диалога. В этих условиях израильтяне будут более склонны действовать односторонними и силовыми методами. Это продемонстрировало устранение иранского физика-ядерщика Мохсена Фахризаде. Перезаключение СВПД, конечно, может стать хорошим и редким примером успешного сотрудничества Москвы и Вашингтона при содействии европейских партнеров, но обратной стороной грозит стать увеличение дистанции с израильтянами и – как следствие – рост военных рисков. В связи с этим России придется искать новый способ сохранения баланса своей политики на Ближнем Востоке.
комментарии(0)