Фото REUTERS
Бело-красно-белый флаг и герб «Погоня», в центре которого – литовский рыцарь на несущемся вперед коне, а также вышиванки стали символами Белоруссии нового времени. Магазины с такими сувенирами власть стала закрывать, но к еще работающим в знак протеста лавкам выстраиваются длинные очереди. И эти очереди говорят о происходящем больше, чем заявления Александра Лукашенко и лидера протестующих в изгнании Светланы Тихановской.
Вопреки утверждениям представителей оппозиции, убеждающих братьев-россиян в том, что предстоящие перемены направлены не против России и не за интеграцию с Западом, а на изменение существующей структуры белорусской власти, можно ожидать: белорусы пойдут за условным рыцарем с герба Литовского княжества, который сегодня стал популярным символом революционных перемен. Куда скачет рыцарь, ни для кого не секрет.
Он скачет назад в будущее. А действующая белорусская власть, чью легитимность сторонники «Погони» не признают, продолжает развивать отношения с Россией в рамках Союзного государства, которое с началом протестов в Минске стало активно укрепляться.
Глава белорусского правительства Роман Головченко на днях на встрече с вице-премьером РФ Юрием Борисовым заявил: «Реалии таковы, что мы обязаны выходить на новый уровень промышленной и научно-технической кооперации». По итогам встречи Головченко сообщил, что Белоруссия и Россия согласовали алгоритм взаимодействия в промышленной политике, причем на уровне не только министерств и ведомств, но и «конкретных объединений, предприятий, концернов, корпораций». «Буквально в ближайшее время они проведут серию интенсивных встреч в форме круглых столов, конференций», – сказал он.
Спустя более чем 20 лет после создания Союзного государства России и Белоруссии в качестве прорыва преподносится то, что интеграция стран достигла уровня круглых столов, причем между теми предприятиями, которые годами договаривались о создании совместного производства, как, например, КаМАЗ и МАЗ, да так и не договорились. Это скорее можно назвать крахом, а не движением вперед, как преподносит ситуацию своему народу накануне Всебелорусского народного собрания (11–12 февраля) белорусская власть.
Российскому бизнесу, как поясняют эксперты, далеко не всегда выгодна интеграция с белорусскими компаниями, поэтому они ранее и не создали совместных предприятий. К тому же речь нередко идет о частных предприятиях РФ, а у них свои интересы, выходящие за рамки Союзного государства.
Белорусский Госплан пытается диктовать условия России, понимая, что Москва заинтересована (прежде всего в целях безопасности РФ) в сохранении на данном этапе Лукашенко во главе страны. Но само по себе Союзное государство – это скорее такой же символ, как и СНГ: есть название, но без содержания.
По мнению ряда экспертов, Лукашенко, опираясь на поддержку России, надеется доработать весь президентский срок, тем не менее он может и не досидеть до 2025 года, когда истекают его президентские полномочия. Эксперты ссылаются на рост цен, нестабильность экономики, которые добавят к протестующим по гуманитарным мотивам – за свободу политических узников, в защиту бело-красно-белого флага – тех, кто движим социальными проблемами.
К студентам, преподавателям и врачам могут примкнуть рабочие. И тогда слова Александра Лукашенко о «войнушке», возможной, «если не переломить ситуацию», могут получить основание. В этом случае Россия рискует оказаться между двумя Белоруссиями. И одна из них будет открыто выступать за выход из все еще декларируемого Союзного государства.
комментарии(0)