Фото со страницы Григория Явлинского в социальной сети Facebook
Статья Григория Явлинского «Без путинизма и популизма» вызвала ожидаемый резонанс в оппозиционных кругах. Некоторые политики, например Евгений Ройзман, уже заявили, что с «Яблоком» им теперь не по пути. Некоторые региональные молодежные объединения яблочников тоже раскритиковали статью, в которой, если суммировать, говорится, что Алексей Навальный с его популизмом и близкой к национализму риторикой – плохая альтернатива Владимиру Путину и поддерживать его в этом качестве опасно для страны.
Текст Явлинского, с одной стороны, абсолютно критичен в отношении Путина и правящей элиты – от темы Крыма до политзаключенных. В то же время он транслирует настроение либерально-демократического декаданса, куда более комфортное для власти, чем молодой оппозиционный драйв с выходом на улицы. По сути, Явлинский (и уже не первый раз!) объявляет, что систему нужно учреждать заново, Запад преследует свои цели и никому не поможет, а расследования Навального не приводят ни к каким существенным изменениям – они просто углубляют ненависть бедных к богатым.
Председатель «Яблока» Николай Рыбаков в эфире «Эха Москвы» 8 февраля защищал Явлинского и заявлял, что партия все изложенные в статье тезисы проговаривает уже 15 лет. Действительно, нельзя сказать, что в «Без путинизма и популизма» написано нечто шокирующее, совершенно неожиданное, в чем основателя «Яблока» нельзя было и заподозрить. Показателен скорее выбор времени для такой публикации. Наверное, если бы Навальный не получил реальный срок, а одновременно против него не возбуждались бы другие дела, то и статья Явлинского воспринималась бы иначе, не так остро. Ведь тональность «бой проигран, нужно начинать сначала» он выдерживает как минимум с лета прошлого года.
Конечно, сложно не заподозрить главного идеолога «Яблока» в том, что он держит в уме осенние выборы в Госдуме. Все партии, кроме «Единой России», решают сейчас вопросы выживания и дальнейшего существования. И яркие выступления против Навального в Госдуме вовсе не случайны. Парламентская оппозиция, кажется, подает сигналы власти: мы свои, мы играем по правилам. «Яблоко» живет другой жизнью. Задача-минимум партии – получить процент, позволяющий получать госфинансирование, и пройти хотя бы в одно региональное заксобрание, чтобы не собирать подписи на следующих выборах. Это режим самосохранения, о каких бы 20 млн потенциальных сторонников ни писал Григорий Явлинский.
В Сети уже можно найти фото рубежа 2011–2012 годов, на которых основатель «Яблока» стоит на сцене рядом с Навальным. Да, тогда Явлинский активно поддерживал протест. Сейчас политическое чутье подсказывает ему иную модель поведения. Ведь у «Яблока» есть выбор: стать бенефициаром показавшего свою эффективность «умного голосования» или надеяться на то, что власть «не тронет». И Явлинский, кажется, не чувствует, что сейчас хорошее время для риска. Он видит, что термин «несистемная оппозиция» перестает быть актуальным. Для власти такая оппозиция становится «антисистемной», против нее будут действовать очень жестко. В 2011 году ощущения были совсем другими.
Статья Явлинского отражает самочувствие старой системной или околосистемной оппозиционной элиты – там не видят перспектив у новой волны протестов. Впрочем, быть может, яблочники ошибаются в своих расчетах и после сентября 2021 года нас ждет не консервация системы, в которой и антипутинскому дискурсу находится место, а ее выпрямление, упрощение, очень строгое деление на своих и чужих. В конце концов, и Навального до сих пор не сажали в тюрьму. Что-то меняется и в поведении власти. И не факт, что даже люди с опытом Явлинского правильно оценивают эти перемены.
комментарии(0)