Фото сайта aniarc.am
Премьер-министр Никол Пашинян заявил, что российское оружие в ходе войны в Нагорном Карабахе продемонстрировало свою неработоспособность. Российские оперативно-тактические комплексы «Искандер» работали «всего на 10%». В итоге Армения потеряла все завоевания 1990-х годов – тогда, по мнению премьера, Ереван восстановил территориальную целостность в споре с Баку. К слову, за 30 лет обладания этими землями Армения официально не признала их своими.
Никол Воваевич – многовекторный политик. Он дружит с Западом, но принимает с Востока – военную помощь. Прежде всего это 102-я ордена Александра Невского российская военная база в Гюмри, а также аэродром «Эребуни», где стоят наши боевые самолеты. Это оружие, которое в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Ереван может приобретать по российским внутризакупочным ценам. А в определенный период государственного становления он его получал вообще бесплатно. Оперативно-тактические комплексы «Искандер» армянам поставили первым из союзников по ОДКБ. Их до сих пор не имеет даже Александр Лукашенко. Хотя он очень их хотел.
«Искандер» – это мобильная пусковая установка с двумя баллистическими ракетами. Время ее развертывания – несколько минут. Стреляет на 500 км. В одном из вариантов комплекс снаряжается двумя крылатыми ракетами большой дальности. Последние позволяют поражать не только наземные объекты, но и выступать в роли противокорабельного оружия. В поле комплекс независим от наличия разведывательных спутников или авиации. Целеуказание для него может быть получено и со специальной общевойсковой разведывательной машины, от солдата – корректировщика артиллерийского огня или с фотографии расположения цели на местности, которую прямо на боевой позиции через сканер введут в бортовую вычислительную машину комплекса. После этого установка готова к бою: раскроются створки кузова, поднимется стартовая направляющая, произойдет пуск первой ракеты, а меньше чем через минуту – второй.
На цель ракеты выведет автономная радиолокационная головка самонаведения корреляционного типа, использующая в своей конструкции как радиолокационную станцию наведения, так и систему оптического обнаружения. Подобные принципы реализованы в самых современных американских крылатых ракетах Tomahawk и CALCM. Как они работают, многие видели в репортажах американских телеканалов из Ирака, Югославии и Сирии.
Между тем, Минобороны Рф заявило, что комплексы «Искандер»... не применялись в ходе войны в Карабахе.
Впрочем, суть в другом. Обладая супероружием, Ереван не решился его применить в ходе войны в Нагорном Карабахе. В противном случае азербайджанские военные с радостью показали бы неразорвавшиеся или не долетевшие до цели российские ракеты. Таких кадров в интернете нет.
Критикуя российское оружие, господин Пашинян оправдывает свои собственные промахи – неготовность армии к отражению агрессии, нерешительность в применении систем вооружения, способных радикально влиять на ход военных конфликтов. Причина банальна – попытка усидеть на двух стульях. Примени Армения «Искандер», Запад разозлился бы, а Россия все стерпит. Вот только момент для заявления о бесполезности ее военной помощи был выбран неудачно.
В Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) в это время проходила выставка сухопутных вооружений IDEX 2021 – главный внешний форум для российских оружейников. На ней было представлено новейшее российское оружие, например танк Т-14 «Армата». Никол Пашинян сделал все возможное, чтобы и дружба с Москвой, фактически спасшей Нагорный Карабах от азербайджанского поглощения, и презентация перспективного российского танка пошла прахом.