Фото с сайта aoosk.ru
Генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов сообщил, что атомные эсминцы типа «Лидер» в РФ не появятся. Корабли, по размерам чуть ли не сопоставимые с крейсером «Петр Великий», но несущие в два раза больший арсенал ракет «Калибр», «Оникс» и «Циркон», зенитный ракетный комплекс С-500 «Прометей» и много чего другого из военно-промышленной фантастики, увы, канули в Лету. Техническое проектирование новейшего эсминца «Лидер» планировали начать в 2019–2020 годах. Завершить техпроект намечалось к 2022 году. Но вот незадача: помимо нежелания заказчика – Минобороны – у профильной госкорпорации нет производственных мощностей. Причина конфликта – сухой док 35-го судоремонтного завода, расположенного в Мурманске, проект реализует центр судоремонта «Звездочка» (входит в группу компаний ОСК). В нем уже как пару лет должны были бы ремонтировать единственный в стране авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Для этого нужно создать самый большой в стране «осушаемый бассейн» длиной 400 и шириной 80 м, способный принять не только военные корабли, но и гражданские суда практически любого водоизмещения. Не сделали. Как сообщили в ОСК, подрядчик был недобросовестным, работы проводил некачественно, и пришлось его заменить. «Эти все объяснения не принимаются. Нужен док, нужно ремонтировать и модернизировать авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», – жестко заявил глава Минобороны Сергей Шойгу.
ОСК бодро рапортует о тонометрах сданных имеющих корейские корни газовозов, рыболовных траулерах китайского происхождения и успехах Северодвинского машиностроительного предприятия, строящего атомные подводные лодки. Мечтает строить круизные лайнеры. Проблема заключается в том, что реальные проекты в интересах Военно-морского флота выполняет не она сама, а коммерческие верфи: АО «Судостроительная корпорация «Ак Барс», ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», АО «Восточная верфь». К примеру, тот же «Ак Барс» построит в Феодосии два больших десантных вертолетоносца – крупнейших из заказанных на сегодняшний день кораблей Военно-морского флота.
Зато у корпорации есть прорывные компьютерные проекты. Это модульный авианесущий корабль «Варан» – огромная унифицированная платформа, на основе которой можно создать несколько типов больших надводных кораблей: авианосец, универсальный десантный корабль, транспортно-госпитальное судно и даже судно обеспечения Арктической зоны и ныряющий патрульный корабль «Страж» (Border and Offshore Submersible Sentry, BOSS), который сочетает в себе преимущества подводной лодки и надводного патрульного корабля.
Но отказ от строительства новых атомных эсминцев дальней морской зоны – очередной сигнал о бессилии структуры, которая должна обеспечивать реализацию амбициозных планов развития российского флота. Присутствие американских ракетных кораблей в Черном, Балтийском, Баренцевом морях заставляет Минобороны нервно реагировать. При этом наших кораблей в Мексиканском или заливе Мэн не наблюдается десятилетиями.
Впрочем, есть и хорошие новости. Три атомные подлодки всплыли в районе Северного полюса, продемонстрировав способность России к немедленному применению ядерного оружия в случае агрессии со стороны Запада. По словам Шойгу, военным даже пришлось перед маневром отгонять белого медведя, который мешал выполнению боевой операции. Роль ОСК во всей этой истории заключается только в том, что все корабли, выполнившие боевую задачу, были построены на ключевом для нее предприятии – «Севмаше». Аналогов у нее нет. А надводный океанский флот по факту остается только в мечтах. Строить его негде. Тот же «Севмаш» загружен стратегическими заказами еще на десять лет.
комментарии(0)