Фото Reuters
Российские власти считают исполнение государственных программ по итогам 2020 года эффективным. По замечанию главы Минэкономразвития Максима Решетникова, по итогам 2020 года их эффективность составила 91%. Примечательно, что, по мнению чиновников, основной критерий успешности – расходование бюджетных средств. И это при том, что на реализацию госпрограмм идет три четверти бюджетных расходов. Следование бумажным показателям в целом понятно. Чиновникам куда удобней отчитаться о расходовании средств или о необходимости корректировать целевые показатели программ, чем проводить более сложную политику, направленную на развитие экономики и улучшения уровня жизни и здоровья своего населения.
В ходе отчета правительства о реализации госпрограмм основной акцент оценки итогов был сделан на эффективном расходовании бюджетных средств, в том числе и на крупные инфраструктурные стройки. В рамках программы развития атомного энергопромышленного комплекса власти отчитались о запуске второго энергоблока Ленинградской АЭС-2 и плавучей атомной теплоэлектростанции на Чукотке. В рамках программы по «Развитию транспортной системы» – о введении в эксплуатацию 419 км дорог федерального значения.
Важный аспект успешной работы госпрограмм, по мнению властей, – выделение средств бюджетникам. Правительственные чиновники напоминают, что в рамках антикризисной помощи все социальные выплаты гражданам «были сделаны вовремя, без сбоев и в больших объемах».
Поддержка населения и траты на инфраструктурные проекты, конечно же, важная и нужная деятельность правительства, однако простое распределение бюджетных средств, которое не ведет к фактическим изменениям в стране, не должно становиться основой экономической политики.
Мало того, простая выдача денег населению и вовсе оказывается неэффективной. Аудиторы Счетной палаты, анализируя реализацию госпрограмм, отмечали, что мероприятия программ, к примеру, мало влияют на задачу сокращения бедности в РФ. Пятая часть малоимущих домохозяйств и вовсе находились за пределами государственной соцполитики, не получая никаких социальных выплат.
Независимые экономисты также признавали, что господдержка населения частично ослабила удар от коронакризиса. Их расчеты показывали, что помощь семьям с детьми и безработным компенсировала лишь седьмую часть выпавших денежных доходов и более трети прироста уровня бедности.
Если по каким-то причинам чиновникам сложно отрапортовать об успешном достижении показателей, то их всегда можно просто подправить. Так, в Минздраве предлагали скорректировать целевые показатели снижения смертности по госпрограмме «Развитие здравоохранения» на 2020 год, поясняя это решение «существенным увеличением риска недостижения плановых значений» из-за пандемии COVID-19. Напомним, по итогам прошлого года общая смертность населения увеличилась почти на 18%. Как итог, ожидаемая продолжительность жизни россиян снизилась на 1,84 года и составила 71,5 года, тогда как годом ранее составляла 73,34 года.
Такая тактика властей понятна. Куда приятней отчитываться о том, что хорошо удается: распределять деньги на зарплаты и отчисления бюджетникам, несмотря на то что это не ведет к общему улучшению качества жизни населения, тратить на инфраструктурные стройки. А если что-то не получается исполнить – просто скорректировать показатель. Однако вряд ли такую бумажную политику можно назвать эффективной, если она понятна и полезна только чиновникам-бюрократам, но не населению государства.
комментарии(0)