Фото сайта president.gov.by
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил журналистам, что не собирается давать оценку инциденту с посадкой самолета Ryanair в Минске. По его словам, такая оценка – прерогатива «международных авиационных властей», именно они должны определить, нарушены принятые нормы или нет.
Самолет Ryanair, выполнявший рейс Афины–Вильнюс, был вынужден приземлиться в минском аэропорту 23 мая после того, как экипаж получил информацию о минировании борта. Проверка не выявила ничего подозрительного, спустя пять часов лайнеру разрешили продолжить полет. Однако на борту находился сооснователь Telegram-канала Nexta, оппозиционер и вынужденный политический эмигрант Роман Протасевич. Белорусские силовики задержали его.
Это вызвало международный скандал. В странах Европы сочли задержание Протасевича истинной целью посадки самолета, а минирование – фейковым предлогом. Звучат призывы к новым санкциям против Минска. Например, европейские страны могут присоединиться к американскому бойкоту белорусской нефтехимической продукции. Многие авиакомпании уже заявили, что их самолеты будут избегать воздушного пространства Белоруссии. На Западе посчитали, что Александр Лукашенко превзошел сам себя. Генеральный директор Ryanair Майкл О’Лири назвал посадку самолета в Минске актом пиратства.
Если Кремль отказывается давать официальные комментарии по поводу инцидента, то в МИД РФ еще 24 мая заявили, что задержание Протасевича – внутреннее дело Белоруссии, а посадка борта была осуществлена в соответствии с международными нормами. Не остались в стороне и депутаты Госдумы. «Это независимое государство, – сказал глава комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников. – Если они видят угрозу своей безопасности, то они обязаны бороться с этой угрозой. А какими методами и как – что мне им указывать?»
Россия, вероятно, действительно упустила подходящий момент для эффективной критики методов Лукашенко. Когда прошлым летом и осенью на фоне выборов и протестов в Белоруссии позиции действующего президента пошатнулись, Москва не стала посредником в переговорах между властью и оппозицией. Она не подтолкнула Лукашенко к отставке, назначению компромиссного преемника. Москва просто поддержала его, в том числе объявив о формировании специального резерва силовиков. Это вернуло Лукашенко уверенность в себе и развязало ему руки. Посадка самолета и арест оппозиционера – тому явное свидетельство.
Последние годы в российской власти силовики явно упрочили свое положение и расширили влияние. Лукашенко близок им методически и по духу – они скорее всего хотели бы, чтобы и в РФ государство вело себя с оппозиционерами примерно так же. В рамках их геополитических представлений белорусский режим – правильный тип союзника. Другой человек у власти в Минске может оказаться слишком мягким, податливым на влияние Запада. Лукашенко, судя по всему, прекрасно понимает интересы российских силовиков, равно как и то, что Москва будет вынуждена поддерживать – или по крайней мере не критиковать – любые его инициативы.
Союзное государство – причудливое образование. Казалось бы, экономически и политически Лукашенко зависит от воли Москвы. Но получается, что Москва не видит ему альтернативы. Более того, подписав множество договоров, укрепив связи с Лукашенко, в том числе и за последний год, Россия может быть вынуждена платить по его счетам, если Запад действительно захочет задавить Белоруссию санкциями. Речь пойдет о новых кредитах, покупке белорусской продукции, миллиардной нагрузке на российский бюджет. И Лукашенко ведет себя так, как будто знает, что всегда может воспользоваться этим кошельком.
комментарии(0)