Фото Reuters
В правительстве РФ изучают возможность донастройки налоговой системы, которая позволила бы госбюджету получать дополнительно 400 млрд руб. в год в 2022–2024 годах для финансирования стратегических инициатив государства. Казна может пополниться за счет повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургической отрасли, уточнения режима действия налога на дополнительный доход (НДД) в нефтяной сфере, совершенствования системы акцизов на алкогольные и сахаросодержащие напитки, изменения налогообложения состоятельных россиян и других мер.
Обсуждение пока носит предварительный и непубличный характер, без конкретизации ставок и видов продукции. Примечателен сам подход, допускающий, что решение прорывных стратегических задач (суть которых, кстати, остается непроясненной) может быть оплачено путем увеличения фискальной нагрузки.
Государству не стоит жаловаться на нехватку средств. В бюджет на этот год заложен дефицит в 2,75 трлн руб., но по факту он выполняется с профицитом: превышение доходов над расходами в январе–мае составило 300 млрд руб. Экономическая активность восстанавливается быстрее ожиданий. Доходы от экспорта углеводородов растут вслед за ценовыми рекордами нефти (баррель Brent недавно впервые за три года стоил дороже 77 долл.). Размер Фонда национального благосостояния к началу июля составлял 13,6 трлн руб. По данным СМИ, Минфин запланировал в проекте характеристик бюджета на 2022 год профицит в 353 млрд руб.
Фискальной нужды в повышении налогов сейчас нет. Такое решение, как считают эксперты, может сбить восстанавливающуюся экономику на взлете, подорвать частный спрос, дестимулировать инвестиции, привести к снижению реальных доходов работников. Нестабильность налоговой системы – фактор, негативно влияющий на деловую активность. Экономисты уже занялись уточнением прогнозов по годовому увеличению ВВП в случае принятия инициативы.
Однако идея повышения налогов отнюдь не выглядит неожиданной: это уже сложившаяся тенденция. В прошлом году власти в несколько раз увеличили ставки НДПИ для металлургов, пересмотрели режим НДД в нефтяной отрасли, ввели – впервые с 2002 года – прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц (в отношении обеспеченных граждан), а также налог на процентные доходы по вкладам. В этом году правительство повысило пошлины на экспорт металлов и планирует дополнительное увеличение налогов на металлургическую отрасль.
«Металлурги нас (государство, бюджет) нахлобучили примерно на 100 млрд руб.», – рассказывал в мае первый вице-премьер Андрей Белоусов в контексте роста цен на металлы. Государство, по его словам, добьется изъятия у отрасли «сверхдоходов» тем или иным способом. «У нас рынок свободный, но государство имеет все возможности установить налоги таким образом, чтобы то, что они получили, у них забрать», – предупреждал чиновник.
Перераспределение национальных доходов в соответствии с государственными приоритетами – одна из функций бюджетной системы. Но когда государство начинает увлекаться этими методами, рассматривая прибыль бизнеса как собственную, находя у него некие «излишки» и «сверхдоходы», донастраивая налоги без достаточных оснований, в экономике могут возникнуть проблемы. Ладно бы еще государство эффективно распоряжалось этими средствами – но отчеты Счетной палаты заставляют в этом усомниться: к примеру, из-за некачественного управления уровень неисполнения бюджетных расходов в последнее время ежегодно превышает 1 трлн руб. Возможно, государству стоит не искать деньги в чужих карманах, а рачительнее распоряжаться собственными растущими доходами.
комментарии(0)