Фото Reuters
В прошедшее воскресенье впервые за 62 года после революции тысячи кубинцев вышли на улицы городов, требуя отставки правительства и коммунистического режима. Непосредственным триггером протеста стал нарастающий дефицит продуктов питания, базовых медицинских услуг и драматическое снижение уровня доходов. Протест начался в городе Сан-Антонио-де-лос-Баньос и распространился на 40 других городов, включая Гавану.
На фоне пандемии ВВП страны упал в прошлом году на 11%. Пострадал туризм – важный источник дохода многих семей. Также резко сократились переводы от родственников из-за границы, прежде всего из США, из Флориды. Там тоже ковид ударил по сектору услуг.
Кубинцы вынуждены часами стоять в очередях за хлебом, мясом, на остановках общественного транспорта, участились перебои с энергоснабжением. Вакцинация идет медленно, произошел резкий скачок заболеваемости новым штаммом коронавируса.
Президент Кубы Мигель Диас-Канель заявил, что за протестами стоит кучка продавшихся США контрреволюционеров, которая хочет воспользоваться временными трудностями и пандемией. Он призвал сторонников выйти на улицу защитить революцию. В происходящем в стране он обвинил санкции США. Нехватка валюты затрудняет импорт продовольствия, запчастей для электростанций, сельхозтехники, медицинских материалов и компонентов для производства лекарств и вакцины. Президент Кубы сказал: «Если они действительно хотят сделать хороший жест в адрес Кубы и проявить заботу о ее гражданах, пусть снимут эмбарго и блокаду острова. И тогда посмотрим, что мы на самом деле можем! Почему они не делают этого?»
Президент признал проблему с валютными магазинами, продающими товары только за доллары, но заявил, что это необходимо для аккумуляции иностранной валюты. Некоторые из таких магазинов были разгромлены и разграблены. При этом погромщики похитили из них преимущественно технику, а не продовольствие. Диас-Канель заверил народ, что не уступит требованиям протестующих и что победить революцию они смогут только через его труп.
Риторика руководителя Кубы при всей экспрессивности малоубедительна. Говорить о том, что жизнь была бы другой, не будь американских санкций, которые являются реальностью кубинской революции уже 62 года, по меньшей мере безответственно. Санкции, эмбарго, блокада – суровая реальность «острова свободы». Думать, что все могло бы быть иначе, не будь санкций, – все равно что утверждать: Куба процветала бы, не будь революции, Фиделя, противостояния с США.
Обращает на себя внимание и характер требований демонстрантов. Раньше они добивались права на эмиграцию. Сегодня – свободы и конца коммунистического режима. В 1994 году после волнений на набережной Гаваны 35 тыс. кубинцев на плотах и лодках отплыли в США. Сегодня они хотят решения проблем для граждан, живущих на Кубе и не стремящихся в эмиграцию.
В прошедшее воскресенье людей вывело на улицы отчаяние. Отчаяние, несмотря на задержания и аресты протестующих, никуда не делось. Хлеба-то и цыплят на прилавках как не было, так и нет, а перебои со светом продолжаются всю эту неделю. Да и помощи ждать особенно неоткуда.
Венесуэла, которая поставляла дешевую нефть в обмен на кубинских врачей, учителей и советников, сама в глубоком кризисе. Китай и Россия ведут себя глухо, не желая обострять и без того непростые отношения с Вашингтоном.
Нынешний президент Кубы, ставший в этом году еще и лидером Компартии, человек явно не харизматичный. Легитимность и авторитет в народе, которыми обладали братья Кастро, ему и не снились. Разумной, отражающей реалии жизни модели экономического роста нет.
Стыдить американцев за санкции смешно. Выглядеть смешным для руководителя страны в эпоху нестабильности – смертельно опасно. Молодежь демонстрирует отсутствие страха перед властью. Удивительно, что вместе с ней по улицам городов шли и люди среднего и старшего возраста, белые и черные. Это всё приметы масштабного недовольства тех слоев общества, которые лишены доступа к базовым благам – от хлеба до вакцины.
Очевидно, мы присутствуем при окончании кубинской революции, эксперимента, начатого 62 года назад Фиделем Кастро и мощно поддержанного Советским Союзом. Теперь нет ни Фиделя, ни Советского Союза, ни, кажется, уже и революции…
комментарии(0)