Фото Reuters
Россия высказала недоумение по поводу американо-турецких договоренностей о том, что после вывода из Афганистана иностранного контингента безопасность международного аэропорта Кабула должны будут обеспечивать турецкие, а не афганские силы безопасности. «Турки это сделали по согласованию с американцами, а даже не с кабульской администрацией, это во-первых, – заявил спецпредставитель президента РФ по Афганистану, директор второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов. – Талибы (запрещены в России. – «НГ») однозначно сказали, что будут рассматривать любой остающийся натовский контингент как оккупанта, это два. Третье: нас удивляет, что неужели за 20 лет все это американо-натовское военное сообщество не подготовило 600 афганцев, чтобы они были в состоянии обеспечивать работу кабульского аэропорта, это большой вопрос». На фоне обострившейся в стране военной обстановки вопросы российского дипломата звучат более чем уместно.
Анкара в последние месяцы заявляет, что готова взять под свою ответственность безопасность важнейшего транспортного узла – силами тех ее военнослужащих, которые уже были развернуты в Афганистане в рамках натовской миссии. Недавно турецкие государственные СМИ со ссылкой на источники уточнили, что Анкара будет участвовать не только в обеспечении безопасности международного аэропорта им. Хамида Карзая, но и в его финансировании и управлении. Такая ситуация вызывает протест со стороны талибов, которые, как ни парадоксально, давно поддерживают конструктивные отношения с турецкой стороной. Но их недовольство Анкара показательно игнорирует. Так президент Реджеп Тайип Эрдоган сообщил: «Заявлений о том, что «Талибан» (запрещено в РФ) не хочет видеть Турции, не было. «Талибан» очень хорошо знает позицию турецкой администрации по этому вопросу. У нас есть определенные планы, и мы их придерживаемся».
План по сохранению турецких сил в аэропорту вряд ли мог бы быть сформулирован, если бы не Вашингтон, который решил включить Анкару в широкий и сложный спектр отношений и противостояний на региональном уровне. Соответствующий вопрос стал главным предметом интенсивных переговоров между двумя союзниками по НАТО после того, как в мае стартовал финальный этап вывода из Афганистана иностранного контингента. Вопрос о положении воздушной гавани имеет критическое значение с точки зрения обеспечения стабильности Кабула, но, если смотреть на ситуацию шире, он способен, кроме того, стать хорошей валютой в дипломатическом торге. Приближая к себе Турцию на афганском направлении, администрация президента Джозефа Байдена посылает недвусмысленный сигнал региональным столицам о повышении роли Анкары. Так Белый дом пытается преодолеть последствия конфликтов, которые имели с Эрдоганом предыдущие американские администрации– из-за соблюдения прав человека, курдского вопроса и закупки российских зенитных ракетных систем С-400.
Инициатива с аэропортом несет в себе «месседж» и для России. Повысив роль Анкары в афганском досье, Вашингтон вынуждает РФ вырабатывать тактику взаимодействия с этим непростым международным партнером в еще одном регионе. США не могут не учитывать, что Кремлю и турецкому руководству работа по поиску компромиссов дается непросто: нередко интересы стран принципиально расходятся. В связи с этим готовность США отдать кабульский аэропорт на откуп турецкой стороне не может не выглядеть как попытка создать противовес российскому влиянию. Этот сигнал вполне способны считать и соседние постсоветские республики. Это делает для России афганскую проблему более запутанной и более болезненной.
комментарии(0)