Фото REUTERS
Мы живем не просто во второй год пандемии COVID-19, но в год, который объявлен в РФ Годом науки и технологий. Каждый месяц – тематический. Август посвящен теме «Климат и экология». Очень актуально. По прогнозам экспертов, в 2021 году сгорит более 16 млн га российского леса. А общая площадь пожаров в РФ за 12 лет превысит 138 млн га. (Это побольше, чем пять Великобританий.)
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, открывая нынешний экологический «месячник», отмечал, что основная задача в августе – популяризация научных знаний об окружающей среде. Хотя, заметим, тему популяризации экологических знаний лучше было бы спланировать на сентябрь, чтобы охватить и школьников, и студентов. В любом случае популяризация – дело нужное. Но как быть с пятью Великобританиями? Скажите о популяризации знаний об окружающей среде жителям Якутии, где в августе горело почти 5 млн га леса.
6 августа стартовала морская научная экспедиция «Арктика-2021». Ученые изучают причины потепления климата и пластиковое загрязнение. Изучать есть что: за 2020 год в мире было произведено около 52 млрд одноразовых масок; 1,6 млрд из них оказались в Мировом океане. Маска разлагается в природе примерно за 450 лет. Может быть, надо сосредоточиться на создании эффективной системы раздельного сбора мусора? Причем две трети россиян (66%) готовы сортировать мусор у себя дома. А то, что не поддается переработке, – что с этим делать? В Германии (83 млн человек) уже работают 96 мусоросжигательных заводов по технологии «отходы – в энергию» (W2E). К 2035 году захоронение отходов в ФРГ будет полностью запрещено. В России (146 млн) строится пять и планируется еще 25 W2E-заводов.
Непростые технологически, но с понятной перспективой экологические решения – вот что нам нужно сейчас. Кстати, в том числе и законодательные решения. Минэкономразвития планирует создать 20 новых федеральных проектов. В том числе «Санитарный щит страны», «Низкоуглеродное развитие», «Чистая энергетика»… Замечательно.
Ну а пока Госдума уходящего, седьмого созыва принимает в первом чтении поправки в Федеральный закон «Об экологической экспертизе». В нем предлагается отменить экологическую экспертизу для объектов социальной и транспортной инфраструктуры в Арктике. Правда, только «за пределами населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий». И та же Госдума с 2019 года все рассматривает поправки в ФЗ «Об охране окружающей среды», ограничивающие выбросы вредных веществ в окружающую среду.
Не дремлет и Российская академия наук. Президент РАН Александр Сергеев заявил, что в течение трех-четырех лет будет создан цифровой двойник озера Байкал. «Мы хотим… наполнить его реальными цифрами и коэффициентами», – отмечал Сергеев на онлайн-конференции, посвященной программе спасения озера Байкал и Иркутского края от экологической катастрофы.
И это тоже очень актуально. Ведь из двух десятков российских городов с высоким и очень высоким уровнями загрязнения атмосферы 78% находятся в Сибирском федеральном округе. Что с этим делать? На заседании президиума Сибирского отделения РАН в марте академики решили… засекретить данные доклада из открытых источников (sic!), чтобы его не сочли «бомбой накануне выборов».
Разнообразие экопроблем только в нынешнем августе – Сибирь горит, Крым тонет, в Новороссийском порту разлив нефти, засуха в Астраханской области – требует и изменения подходов к решению этих проблем. Пространства, которые всегда считались природным бонусом России, сейчас превращаются в источник самых разнообразных угроз. И не только экологических. Пока же с экологией в стране примерно такая же ситуация, как и с прививками против COVID-19: все понимают, что это буквально вопрос жизни и смерти, но абсолютное меньшинство готово реально заниматься и тем и другим.
комментарии(0)