Фото агентства городских новостей "Москва"
Проект реформ российского футбола, предложенный Российским футбольным союзом (РФС) и представленный на обсуждение клубам, может так и остаться проектом. Как это нередко бывает, новые идеи разбиваются о явно выраженную волю власти.
Важной частью реформ мог стать пересмотр лимита на легионеров. Глава РФС Александр Дюков и некоторые клубы выступили за его полную отмену. Это означало бы вывод футболистов с российским паспортом из зоны комфорта, помещение их в контекст ничем не ограниченной конкуренции с иностранцами. Сейчас в Российской премьер-лиге действует так называемый лимит 8+17. Это означает, что в заявке команды на сезон может быть только восемь иностранцев. Сторонники лимита утверждают, что его отмена ударит по сборной России: клубы якобы станут привозить иностранцев и не давать играть россиянам. При этом напоминаются казусы из прошлого – единичные и неудачные примеры, которым в действительности мало кто согласится следовать.
Не было сомнений в том, что сторонники лимита постараются использовать «патриотическую» конъюнктуру. Куда дует ветер, стало ясно после выступления министра спорта Олега Матыцина. Он заявил, что лимит должен быть, и повторил распространенный аргумент: «Если будет снят лимит на легионеров и во всех наших клубах будут играть иностранцы, то из кого мы будем формировать сборную? Как конкурировать нашим спортсменам?»
Затем по поводу лимита высказался президент РФ Владимир Путин. На заседании Совета по развитию физкультуры и спорта, отметив, что мужская и женская баскетбольные сборные России не попали на Олимпиаду в Токио, Путин, в частности, сказал: «Нужно посмотреть, что происходит с нашими клубными командами и зачем нам там столько иностранцев, если сборной команды нет». Тут же президент переключился на футбол, сказал, что слышал о планах отменить лимит, и выступил против таких идей: «Замечательно. Вам, что, неизвестно, что с 1988 года сборная России не играет на Олимпийских играх? Ну и еще не будет 20 лет играть, если одни иностранцы будут играть».
Лимит можно сохранить, его можно даже ужесточить. Однако совершенно непонятно, как протекционизм, облегченный режим функционирования поможет российским футболистам стать более сильными и конкурентоспособными. Тренер сборной гарантированно получит десятки «паспортистов» на выбор, но механизма улучшения качества их игры не будет. Непонятно и то, почему футбольные консерваторы априори не доверяют клубам, считают, что те не станут развивать талантливых россиян. Отчего вместо сохранения лимита не предложить, например, систему поощрения тем клубам, которые захотят делать ставку на своих?
«Олимпийский» аргумент прозвучал громко и своевременно. Только что страна встретила олимпийских и паралимпийских героев. Но футбольная сборная на Играх – вещь в себе. На Олимпиаде в Токио не было ни итальянцев, ни англичан, зато они играли в финале чемпионата Европы. Дважды за последние 30 лет олимпийский турнир выигрывали африканские сборные, полностью составленные из футболистов, выступавших в европейских клубах. Во времена СССР команды из соцстран были успешны на Олимпийских играх, потому что заявляли на турнир формальных любителей, но фактических профессионалов, а «капиталисты» этого сделать не могли.
Тем не менее с Путиным в России спорить никто не станет. Скорее инициаторы отмены лимита будут думать над тем, как теперь элегантно отыграть назад. Или все-таки предложить реформу, но максимально созвучную президентской воле. Сейчас ситуация выглядит так, как будто в условном парламенте подготовили законопроект, он прошел некое предварительное обсуждение, но Путин дал понять, что его не подпишет. Интервенция власти ставит точку в профессиональной дискуссии.
комментарии(0)