Официальный постер фильма "Искушение" |
Но этого не случится. Министерство культуры РФ отозвало прокатное удостоверение у фильма, и на большом экране «Искушение» не покажут. Россиянам придется примириться с тем, что за них решают, что им можно смотреть, а чего нельзя. На решение Минкульта повлияла жалоба руководителей православного движения «Сорок сороков», которое никак нельзя назвать представительным. Об этом можно говорить с уверенностью, потому что их попытка участвовать в только что завершившейся парламентской избирательной кампании в союзе с другими ультраконсервативными движениями потерпела фиаско. Однако едва слышного в гражданском обществе голоса этой маленькой группы хватило, чтобы лишить людей свободного выбора в области искусства. Отзыв лицензии поддержали в Синодальном отделе РПЦ по взаимоотношениям с обществом и СМИ.
Традиция запрещать фильмы, спектакли, концерты и выставки по требованию возмущенных верующих уже имеет в России солидную историю. Точкой отсчета стал показ фильма «Последнее искушение Христа» по телевидению в 1997 году, но тогда протесты верующих и коммунистов лишь задержали телепремьеру на полгода. С тех пор запретный список произведений искусства значительно пополнился. Обостренность чувств распространилась и на другие группы консервативно настроенных граждан. Скажем, совсем недавно нелегкий путь на сцену театра «Современник» прошел спектакль «Первый хлеб». На него жаловался некий Союз офицеров, им занимались в Следственном комитете, но в итоге спектакль вернули в репертуар на эту осень.
Постановка получила самые разные оценки, но эти мнения стали итогом просмотра, а не слухов, на которые обычно опираются ярые защитники общественной и религиозной морали. То же случилось и с нынешним «Искушением». Один из активистов «Сорока сороков» признался в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что фильм, который уже летом вышел на большой экран в Европе, сам он не видел, но опирался на описания в интернете. Теперь и остальные россияне поневоле должны смириться с этим способом знакомства с новинками культуры: «Не читал, не смотрел, не слышал – но осуждаю!»
Россия бредет по тем граблям, что и Запад некогда. Христианские фундаменталисты в США протестовали против «Последнего искушения Христа» в середине 1980-х годов, когда фильм еще не был снят, но подозрения в том, что режиссер Мартин Скорсезе намерен глумиться над евангельским каноном, питались ложными слухами.
Опираясь на слухи, можно, конечно, представить себе «Искушение» как набор порнографических сцен, где целью становится святотатство. Описание их можно прочитать в нескольких рецензиях. С другой стороны, от зрителя ускользает более масштабный замысел режиссера: исследовать природу религиозной экзальтации, во многом замешенной на сексуальных страстях и жажде власти. Разговор на эти темы актуален сегодня в России. Об этом свидетельствуют, скажем, недавние разоблачения священника из Чувашии Романа Степанова, вызвавшие ярость в РПЦ.
Примечательно, что Ватикан не требует запрета этого фильма в Европе, потому что подобные темы там больше не табуированы. В России же пока выбрали путь ограничений, и, возможно, это вызовет волну интереса к пиратским копиям фильма, превратившегося в сладкий запретный плод. n
комментарии(0)