Фото REUTERS
С проходящей в шотландском Глазго международной климатической конференцией, официально именуемой 26-й Конференцией ООН по изменению климата СОР26, связываются надежды по выработке жестких правил, регламентирующих объемы парниковых газов, выбрасываемых экономиками всех стран мира. Утверждается, что иначе провозглашенная Парижским соглашением 2015 года цель – удержать повышение средней глобальной температуры на Земле в пределах 2 градусов – недостижима.
Первоначально предполагалось, что страны – участники соглашения сами определяют эти цели в индивидуальном порядке, пересматривая их каждые пять лет. И, разумеется, сначала не предусматривалось никакого механизма принуждения как в отношении декларирования национальных целей, так и в обеспечении обязательности их достижения. Однако все последующие интерпретации этой цели сводятся в основном к ограничению пользования ископаемым топливом: углем, нефтью и газом.
Отдельной строкой в понимании многих экологов стоит атомная энергетика, которая хотя и не выбрасывает парниковых газов, но опасна, по их мнению, для окружающей среды в связи с проблемой утилизации радиоактивных отходов производства, не говоря уже о катастрофах, вызванных искусственными, как в Чернобыле, или естественными, как в Фукусиме, причинами. Поэтому в Глазго представители ядерной энергетики приглашены не были.
Но главным, в чем уже оказались разочарованы представители 60 природоохранных организаций, входящих в сеть Climate Action Network, оказалось отсутствие конкретных мер со стороны многих стран, которые те собираются предпринимать для преодоления климатического кризиса. Критике со стороны экологов были подвергнуты Украина, Грузия, Казахстан, Киргизия и Армения, в которых работают представители этой климатической сети. Но, что предпочитают не замечать экологи, подобная позиция названных стран возникает не от недопонимания целей конференции, а от конкретной экономической безысходности.
В этом плане наиболее показательным было выступление в Глазго премьер-министра Индии Нарендра Моди. Как известно, Индия наряду с Китаем, США и Россией входит в четверку самых крупных загрязнителей планеты парниковыми газами. В своем выступлении Моди потребовал от промышленно развитых стран финансирования перехода страны на возобновляемые источники энергии вместо повсеместно применяемого угля в триллион долларов. Только при этом условии Индия сможет достичь заявленной цели – до 2030 года получать половину потребляемой в стране энергии от ветра и солнца.
Понятно, что рост численности населения в развивающихся странах и растущие требования граждан этих стран по повышению уровня благосостояния связаны прежде всего с растущим энергопотреблением. А оно пока доступно в первую очередь этим странам на основе ископаемых источников энергии и ядерной энергетики. Секретарь казначейства США Джанет Йеллен, выступая в Глазго, подтвердила, что переход всего мира на возобновляемые источники энергии может потребовать до конца века от 100 трлн до 150 трлн долл. Пока же решения, предлагаемые Западом, без соответствующего финансирования ведут к обострению имеющихся в ряде стран экономических и социальных проблем и росту эмиграции как раз в промышленно развитые государства мира.
Европа, как показывают, в частности, разрабатываемые Комиссией ЕС планы по введению трансграничного углеродного налога, намерена диктовать своим соседям решения в области борьбы с потеплением климата и принуждать их к введению непопулярных и вредящих их хозяйствам мер. При этом вне поля зрения политиков остаются, например, прогнозы по ядерной энергетике, говорящие о возможности уже в 30-х годах введения в строй электростанций на управляемом термоядерном синтезе. Если это произойдет, то это полностью изменит энергетическую и климатическую ситуацию в мире.
комментарии(0)