Фото сайта eaeunion.org
На недавней встрече в Москве главы России и Белоруссии обсудили западные санкции против двух стран и то, как можно и должно им противодействовать. Александр Лукашенко предложил организовать в Москве встречу лидеров стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), на которой совместно выработать решения по противодействию санкциям.
«Нам надо собраться в ОДКБ, нам надо в ЕАЭС собраться, сплотиться вместе. Ведь все говорили о том, что нам надо вместе быть. Я вношу предложение, и я думаю, вы меня поддержите. Нам надо собраться в Москве, сесть за стол переговоров», – сказал Лукашенко. Про ОДКБ было упомянуто скорее по традиции, а решать, как смягчить экономический удар, нанесенный партнерам по союзу, предлагалось лидерам стран ЕАЭС. Но, как оказалось, союз – союзом, а свои интересы его участникам дороже.
В Евразийском союзе пять стран – Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения, а также два наблюдателя – Молдавия и Узбекистан. Совокупный объем торговли объединения с третьими странами за 2021 год достиг 800 млрд долл. На долю России пришлось 85% всей торговли союза с третьими странами, тогда как на долю четырех остальных членов ЕАЭС – менее 15%. Около 85% составляет доля РФ и в экспортных поставках. Во взаимной торговле она меньше – 62,8%. С одной стороны, это означает, что внешний рынок для РФ значит куда больше, чем рынки стран ЕАЭС. А с другой – для самих стран ЕАЭС российский рынок важнее, чем их рынки для РФ.
Второе место по объему внутрисоюзной торговли занимает не Казахстан, представляющий вторую по размеру экономику союза, а Белоруссия. На ее долю приходится почти четверть (24%) объема взаимной торговли всего объединения. На Казахстан – всего 11%, что объясняется доминированием в его экспорте нефтегазовых ресурсов, востребованных главным образом на внешних рынках. Доля «малых» стран ЕАЭС – Армении и Киргизии – во внутрисоюзной торговле невелика.
Недостатком объединения являются относительно слабые внутренние торгово-экономические связи. Основные рынки России и Казахстана до недавнего времени находились в Европе и Восточной Азии, а роль внутрисоюзной торговли оставалась второстепенной. С введением санкций Россия потеряла европейский рынок, а для Казахстана ЕС стал главным партнером. Как и для Узбекистана, который активно развивает связи и в ЕАЭС, и с ЕС. С Брюсселем Ташкент готовится подписать уже в нынешнем году соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве. С Узбекистана сняли санкции на экспорт хлопка, что расширит торговые возможности страны в Европе.
России евразийский рынок никак не может заменить потерянный западный. Сплотиться (к чему призывает Александр Лукашенко) странам союза мешают и другие факторы. Основной расчетной валютой в ЕАЭС всегда был доллар, а теперь это под вопросом. В Россию ввозить американскую валюту запрещено санкциями, а Казахстан запретил ее вывоз из страны после того, как россияне массово начали скупать доллары за рубли в казахских банках. Займет ли рубль место доллара во внутренней торговле ЕАЭС, неизвестно. Однако очевидно, что введение санкций против РФ и Белоруссии скажется на объединении.
Хотя Казахстан не присоединился, как и все страны ЕАЭС, к санкциям против РФ, Нур-Султан отказался от предложения России дать консолидированный ответ Западу. Можно предположить, что главы стран ЕАЭС откликнутся на призыв собраться, но на деле вряд ли сплотятся, ведь некоторые члены объединения считают, что его не следует политизировать. Так что получается, что Россия, хоть и остается становым хребтом структуры, в трудные моменты на поддержку партнеров рассчитывать не может.