Фото Reuters
Очередной раунд переговоров между Россией и Украиной в Стамбуле стал лишним свидетельством той особой роли, которую занимает Турция в рамках урегулирования. Никто из претендентов на посредничество, включая некоторых соседей Анкары, не получил такого кредита доверия, который бы давал возможность в кратчайшие сроки организовать прямой диалог между сторонами. Это произошло несмотря на то, что у турецкой дипломатии в последнее время есть свой объем работы по периметру непосредственных интересов. Спецоперация российских сил пришлась на нехарактерные для президента Реджепа Тайипа Эрдогана сдвиги во внешней политике, когда его страна после многих лет жестких действий в регионе Ближнего Востока и Северной Африки работает над нормализацией отношений с теми государствами, которые долгое время рассматривались в качестве геополитических конкурентов. Этот тезис находит свое подтверждение в том, как турецкое руководство в последнее время взаимодействует с Египтом, Израилем, Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами и даже Грецией.
Ситуация в Украине повлияла и на отказ некоторых стран Запада от конфронтационной повестки на турецком направлении. Так, определенный реализм просматривается в том, как в последнее время с Анкарой взаимодействуют Вашингтон и Париж, несмотря на то что две западные столицы в последние годы были склонны применять к ней меры давления. Инициатива французского лидера Эмманюэля Макрона по организации гуманитарной миссии в Мариуполе предполагает непосредственное участие Турции. Вместе с тем она снова приглашена в проект по совместному производству зенитных ракетных комплексов SAMP/T – продукта франко-итальянского консорциума Eurosam. Параллельно наблюдается интенсификация контактов Турции с США, хотя нежелание администрации президента Джозефа Байдена привлекать Анкару к консультационным встречам по проблеме кажется заблуждением, учитывая ее баланс между Москвой и Киевом.
Происходящее вписывается в давно звучащие тезисы Эрдогана о том, что архитектура глобальной безопасности не может оставаться прежней и что действующая структура Совета Безопасности (СБ) ООН нуждается в кардинальной ревизии. «Заявляя сегодня, что «мир больше пяти» (постоянных членов СБ. – «НГ»), мы противостоим несправедливости глобальной системы, – отмечал глава турецкого государства, выступая в минувшем году в парламенте Анголы. – Мы считаем, что судьба человечества не может и не должна быть отдана на милость горстке стран, победивших во Второй мировой войне». Анкара открыто ставит под сомнение традиционную практику двусторонних отношений, в рамках которой одна сторона остается в выигрыше, а другая оказывается в числе проигравших. «Наша цель – выигрывать, развиваться, расти и двигаться дальше вместе», – говорил Эрдоган.
Очевидно, какой выигрыш Анкара хочет получить от посредничества в Украине. Анкара стремится снять американские санкции со своей оборонной промышленности, введенные за приобретение российских зенитных ракетных систем С-400. На европейском направлении Турция пытается напомнить о давнем желании получить членство в ЕС. С учетом того, что соответствующая заявка недавно поступила от Украины, Анкара считает, что настало время вспомнить и о ее стремлении. Впрочем, на пути улучшения отношений с Западом Эрдоган, вероятнее всего, столкнется с сопротивлением, если учесть антитурецкий настрой части Конгресса США и постоянный скепсис Европарламента в отношении многих просьб Анкары. Кроме того, потенциальная эскалация конфликта в Украине может сделать роль Турции более дорогостоящей, потому что видимые преимущества балансирования могут быть быстро разрушены введением вторичных санкций или других мер давления.