0
26894
Газета От редакции Интернет-версия

17.04.2022 15:55:00

Манифест Дерипаски: от новой реальности к «новой нормальности»

Крупнейший российский организатор производства сформулировал условия спасения экономики России в условиях новой реальности

Тэги: дерипаска, экономика, политика, бизнес, промышленность, сельское хозяйство, манифет дерипаски, столыпинский клуб, русал, санкции, финансы, технологии


дерипаска, экономика, политика, бизнес, промышленность, сельское хозяйство, манифет дерипаски, столыпинский клуб, русал, санкции, финансы, технологии Фото из аккаунта Олега Дерипаски в соцсети

Олег Дерипаска без всяких сомнений является самым «диверсифицированным» промышленником страны. В своей деловой жизни он создал, приобрел и развил предприятия в десятках ключевых отраслей экономики страны. Если учесть помимо промышленности его активы в сельском хозяйстве, банковском, страховом бизнесе, девелопменте и строительстве, управлении аэропортами, научно-исследовательской деятельности – от ядерных технологий до продолжительности жизни, то можно без риска ошибиться сказать: в его голову стекается вся ключевая информация о состоянии и проблемах всей российской экономики. Из первых рук.

Такая своего рода всеядность Дерипаски – отражение не столько промышленной жадности, сколько его концепции несинхронизированной цикличности, присущей современной экономике. Пока одна отрасль впадает в кризис и депрессию, другая вступает в фазу роста и развития.

Как бы то ни было, Олег Дерипаска владеет информацией о реальных проблемах нашей страны и к его мнению стоит прислушаться.

В минувшую пятницу в рамках Столыпинского клуба основатель «Русского алюминия» изложил ключевые положения своего манифеста. Он дал характеристику новой реальности, наступившей в России после начала специальной военной операции в Украине.

Новая реальность выражается в целом ряде жестких ограничений:

– закрытие зарубежных рынков сбыта традиционной экспортной продукции, в том числе в перспективе отказ европейских стран от импорта российского трубопроводного газа;

– окончательное перекрытие доступа российского бизнеса к международному рынку капитала, который обеспечивал доступное финансирование в условиях ограничительной политики Банка России;

– закрытие доступа к технологиям и оборудованию, а также к компонентам критического импорта, что ставит под угрозу функционирование производственных мощностей, не говоря об их развитии.

Таким образом, ситуация, с которой мы столкнулись сейчас, – это не 2014 год, когда введенные против России санкции были достаточно ограниченными, и не пандемия 2020 года, когда можно было обойтись точечными мерами поддержки населения и компаний и подождать, пока ситуация нормализуется. Сейчас уже нельзя сделать вид, что никаких системных изменений не произошло. Старые условия международных экономических связей не вернутся.

Далее Дерипаска выдвигает ряд предложений по трансформации новой реальности в новую нормальность. Главной чертой новой реальности он предлагает формирование высоких темпов роста на основе всемерного поощрения частной инициативы.

Он достаточно критически относится к инерционности сегодняшних концептуальных антикризисных подходов в управлении экономикой.

«Судя по принимаемым решениям в последнее время, мы все еще пытаемся сохранить старое: опираемся на госсектор и принимаем множество точечных мер, которые, возможно, могут кому-то помочь, но не уберегут всю экономику от масштабного спада. Мы теряем время и распыляем силы на мелкие решения», – отмечает промышленник.

Такой сценарий, сохраняющий модель госкапитализма, означает, что в скором времени нельзя будет говорить ни об экономическом, ни тем более о технологическом лидерстве России. Вместо стабильного общества среднего достатка, за которое большинство населения голосовали при принятии новой Конституции, мы получим сокращение экономики на 30–40%, падение уровня жизни, усиление технологического отставания от стран-лидеров.

Для роста благосостояния населения России, сохранения и упрочения роли страны в мировой экономике нужно выйти на принципиально иную траекторию развития. За ближайшие четыре-пять лет нужно не просто восстановить экономическую и социальную стабильность, но и провести серьезные изменения, которые обеспечат экономику новыми темпами роста (на уровне 7–10% ВВП в год) на качественно иной основе. Нужно вернуться к уже апробированному опыту высоких темпов экономического роста в России 2003–2007 годов, сделав необходимые выводы и используя опыт Китая, Индии и других стран, прошедших период активного роста. Это создаст условия для роста доходов, возникновения к 2030–2035 годам процветающего общества для всех.

Дерипаска в своих тезисах формулирует ключевое отличие потребности России сегодня от предыдущего периода в своем развитии: отказ от госкапитализма и опора на частного предпринимателя.

Переход к свободной рыночной экономике в условиях жесточайших ограничений требует существенных изменений как в целях, так и в инструментах государственной экономической политики.

Целью экономической политики должно стать построение общества среднего достатка, что означает необходимость существенного повышения доходов для значительной части населения. При выходе экономики на темпы роста в 7–10% в год темпы роста реальных доходов наиболее активной части населения должны достигать и превышать 10–12%.

История показывает, что высокие и устойчивые темпы роста экономики, обеспечивающие сбалансированное развитие и повышение доходов для всего общества, возможны только в условиях свободной рыночной экономики с приматом частной собственности. Опора же на госкапитализм и изъятие ресурсов из экономики вместо их инвестирования в конечном счете приводят к госпаразитизму, перекосам в структуре экономики и падению или стагнации реальных доходов граждан.

Для преодоления спада и выхода на устойчивые высокие темпы роста экономическая политика должна быть перестроена именно в направлении стимулирования частного предпринимательства и развития конкуренции. Страна должна стать по-настоящему привлекательной как для отечественных инвесторов, так и для иностранных.

Для адаптации экономики к новой нормальности и перехода к высоким темпам роста экономики и доходов населения необходимо следующее.

1. Отказ от сложившейся модели госкапитализма.

В частности, необходимы приватизация активов госкомпаний и передача оставшихся в управление пенсионным фондам; снятие массивных административных барьеров, уход от запутанных регуляторных процедур, засилья силовиков. Основным субъектом экономики должен быть предприниматель, а не государственный менеджер.

Госаппарат должен быть сокращен в два раза, силовой аппарат, не относящийся к вооруженным силам, – в три–пять раз. Нужно радикально пересмотреть существующие нормы регулирования (в том числе пересмотреть статьи Уголовного кодекса, создающие широкие возможности уголовного преследования предпринимателей, такие как ст. 159 УК РФ), упростить действующие процедуры и избавиться от избыточных требований и проверок.

2. Построение развитого долгового рынка.

Бизнесу необходимы условия финансирования, обеспечивающие возможности по созданию новых перерабатывающих производств, – приемлемая стоимость финансирования, длинные сроки, отсутствие жестких требований по залогам.

Для этого необходимо не только снижение ключевой ставки, но прежде всего – построение развитого рынка облигаций, основой для развития которого должны стать изменения в политике Банка России: формирование программы по выкупу Банком России облигаций всех типов субъектов экономики, а также изменения в системе формирования Ломбардного списка. Кроме того, необходимо стимулирование спроса на облигации, в том числе через отмену НДФЛ от инвестиций в облигации, и развитие накопительной пенсионной системы.

3. Переход к стимулирующей налогово-бюджетной политике.

Налогово-бюджетная политика должна перейти от накапливания госрезервов к активному стимулированию развития экономики как путем наращивания расходов на снятие инфраструктурных ограничений, так и путем снижения фискальной нагрузки в виде налогов и аналогичных им квазиналоговых платежей.

Важнейшей частью снижения налоговой нагрузки должно стать снижение ставки НДС до 15% при установлении льготной ставки в 10% для совместных предприятий. Кроме того, необходимо снижение налоговой нагрузки на работающее население путем введения необлагаемого минимума дохода при исчислении НДФЛ.

Также требуется кратное увеличение лимитов финансирования на программы субсидирования процентных ставок, реализуемые отраслевыми министерствами для проектов в сфере импортозамещения и развития экспорта. Требуется предоставление субсидий предприятиям, реализующим проекты экспортных и импортозамещающих производств компонентов и материалов. Необходимо расширение программ экспортного кредитования, страхования рисков (в том числе политического характера), ускоренного возмещения НДС.

4. Опора на развитие регионов.

Трансформация экономики, по сути, должна происходить именно в регионах, где работают существующие и создаются новые производства. Именно в регионах находятся и ресурсы, и производства, и предпринимательские инициативы.

Одним из ключевых направлений политики должно стать обеспечение доступности в регионах финансирования на основе развития локальных финансовых систем во всех макрорегионах – экономически связанных группах субъектов РФ (перечень макрорегионов может быть сформирован на основе Стратегии пространственного развития РФ с возможными корректировками с учетом новой реальности).

Во-первых, требуется создание и докапитализация (через субординированный долг) местных кредитных организаций с тем, чтобы в каждом макрорегионе было представлено три типа кредитных организаций по специализации – банк внешней торговли, ипотечный и инфраструктурный банк, банк развития малого и среднего бизнеса. Во-вторых, требуется обеспечить расширенный доступ субъектов РФ и муниципалитетов к облигационному рынку для расшивки узких мест в области транспортной, социальной, туристической и иной инфраструктуры.

Вторым ключевым направлением должно стать создание свободных экономических зон, в рамках которых будут созданы стимулы для развития перерабатывающих производств с привлечением иностранного капитала. Привлекательность свободных экономических зон, в свою очередь, определяется доступностью качественных транспортно-логистических услуг, обеспечивающих возможность для предприятий включиться в производственные цепочки, в том числе международные.

Манифест Дерипаски – очень серьезный набор тезисов, предложений и рекомендаций. Его ценность подкрепляется правильной постановкой вопроса о трансформации финансово-экономической политики России от осознания новой реальности к формированию экономики страны новой нормальности. С упором на частную инициативу и высокие темпы роста с обязательным ростом доходов.


Читайте также


Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
5803
Возможен ли промышленный рост за пределами госзаказа

Возможен ли промышленный рост за пределами госзаказа

Анастасия Башкатова

Индустриальная развилка: нацпроекты – стимул, денежно-кредитная политика – тормоз

0
8954
Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Михаил Сергеев

В России грузовые гражданские дроны и беспилотный транспорт существуют в основном на бумаге

0
9361
Новый год стартует в Белоруссии с агитации

Новый год стартует в Белоруссии с агитации

Дмитрий Тараторин

Претенденты на пост президента начнут общаться с избирателями с 1 января

0
8747

Другие новости