Фото Олега Варова / patriarchia.ru
Есть и хорошие новости: празднование Пасхи в России и Украине проходит без военных эксцессов в отношении храмов и богослужений. Накануне представители Московского патриархата распространили предупреждение, что в пасхальную ночь могут быть провокации. Вместе с тем не состоялось пасхальное перемирие на четыре дня, к которому призывала международная общественность. Отдельно обращались к патриарху Кириллу с просьбой способствовать прекращению огня. РПЦ не ответила на эти призывы. «Не так страшно все то, что нас пугает там, за стенами храма, не так непреодолимы все те трудности, с которыми мы сталкиваемся, ведь с нами Бог, Воскресший Спаситель. А если с нами Бог, какая же сила нам страшна?» – сказал в воскресной проповеди патриарх, по всей видимости, обыгрывая пасхальную символику и мирскую повестку дня.
Однако тучи сгущаются над самим Московским патриархатом. Папа Франциск, едва ли не единственный, кто продолжает отношения с РПЦ, на днях сообщил, что в создавшихся обстоятельствах вынужден отказаться от встречи с патриархом Кириллом. Украинская православная церковь – на грани размежевания с Московским патриархатом. К слову, предложение митрополита Киевского Онуфрия (Березовского) о крестном ходе к Мариуполю просто проигнорировали.
Драматично складывается судьба епархий РПЦ в некоторых европейских государствах, где позиции русского православия пока крепки в силу демографии. В Литве возможно наступление Константинопольского патриархата. Группа священнослужителей создала оппозицию в местной епархии РПЦ и готова перейти под омофор патриарха Варфоломея. Литовские политики открыто заявляют о возрождении идеи «Литовской Руси», которая несколько столетий назад выступала как альтер эго Руси Московской. Для РПЦ, увлеченной идеями исторической реконструкции единого духовного пространства, это болезненный удар. Литва предложила ЕС ввести личные санкции против патриарха Кирилла.
Однако нет уверенности в том, что патриарх может хоть как-то повлиять на принятие политических решений. В эти праздничные дни глава РПЦ получил от руководства России благодарность за то, что в трудные дни сохраняет единство народа. Народ, похоже, подтверждает эти выводы своим отношением к церкви. Недавний опрос фонда «Общественное мнение» показал, что доверие к патриарху резко (с 53 до 66%) выросло после заметного падения в два предыдущих года. Напомним, во времена пандемии церковное руководство, хотя и с неохотой, но поддержало чрезвычайно непопулярные меры по борьбе с коронавирусом. Теперь же, получается, четкая государственническая позиция, ради которой РПЦ приходится расплачиваться изоляцией от остального христианского мира, находит поддержку у большинства российских верующих.
Напрашивается вывод, что церковь, причем не только в РФ, но и в недружественных к Москве странах, выполняет роль не ведущей, а ведомой силы. В основе общественного устройства – политика, а уже потом универсальные ценности христианского гуманизма, о которых, кажется, помнит только Ватикан благодаря своему суверенитету и «космополитическому» характеру. В остальном религиозные институты действуют в фарватере политической элиты и общественных настроений в своих странах. Нынешний кризис обрушил надежды на миротворческий потенциал религиозных лидеров и их институтов, развеял планы некоего «религиозного ООН», которые вынашивались еще несколько лет назад. Старинный принцип «чья власть – того и вера» продолжает действовать и в XXI веке.
Оказывается, можно исповедовать одни и те же религиозные убеждения и при этом обмениваться военными ударами. Исповедание веры легко адаптируется под те или иные политические доктрины, что наглядно демонстрирует раскол в мировом православии – раскол, вполне возможно, уже необратимый.
комментарии(0)