Фото сайта duma.gov.ru
Несмотря на специфичность ситуации, в которой оказалась российская внутренняя политика во время спецоперации в Украине, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) продолжает публиковать еженедельные рейтинги доверия институтам и партиям. Из последнего опроса, например, следует, что одна из парламентских партий, которую активно раскручивали еще осенью, сейчас испытывала бы на выборах большие проблемы и, вероятно, даже не преодолела бы 5-процентный барьер.
Речь о «Новых людях». Согласно последним данным ВЦИОМа, за них сейчас проголосовали бы 4,9% опрошенных. Разумеется, этот процент на выборах мог бы оказаться выше, учитывая явку и специфику подсчета (от пришедших, а не от всего населения страны). Однако до условной даты 24 февраля рейтинги «Новых людей» колебались в пределах 6–7%. В десятых числах января они обходили и «Справедливую Россию», и даже ЛДПР, а после сентябрьских выборов показывали результат выше 8%. Осенние и зимние месяцы «Новые люди» уверенно прошли как третья-четвертая партия.
Можно в принципе скептически относиться к этим цифрам. В конце концов еще до последних выборов в Госдуму «Новых людей» мало кто знал. Их взлет был стремительным, во многом он стал результатом работы политтехнологий. Весьма вероятно, что в условиях зачистки оппозиционного поля в коридорах власти выстроили сбалансированную парламентскую схему, в которой нашлось место и проводникам умеренного либерально-рыночного дискурса. Однако фактор спецоперации повлиял на эти, казалось, сработавшие планы. «Новые люди» не нашли, как заметно отреагировать на изменившиеся обстоятельства, и стали выпадать из тренда.
Такая интерпретация цифр – или того, в чем хочет убедить ВЦИОМ, – возможна. Но в таком случае интересно изучить динамику рейтинга «Справедливой России». До выборов мироновцы усилились, вступив в коалицию с «Патриотами России» и партией Захара Прилепина «За правду». Прилепинцы начинали свою жизнь в политике с правоконсервативной постимперской программой. От большинства ее положений они не отказались. «Справедливая Россия» не отвергла этот реваншистский популизм, обогнала на выборах ЛДПР, уверенно расположилась в новой Думе.
Казалось бы, сейчас, во время спецоперации, рейтинги этого левопатриотического (и даже лево-имперского) союза должны идти вверх. Но аналитики ВЦИОМа этого не наблюдают. Их последний показатель – 5,3%, то есть чуть выше думского «проходного балла». За последние месяцы лишь раз рейтинг «Справедливой России – Патриотов – За правду» поднимался выше отметки в 6%.
Почему? Возможных ответов несколько. Вероятно, патриоты-имперцы получили пропуск наверх и растворились в этой среде (некоторые ведь и вовсе отказывались от мандатов, сидеть в Думе им скучно). Возможно, режим спецоперации привел к унификации думских выступлений, и граждане просто не различают, кто из депутатов кого представляет. Но может быть и такое, что сейчас вообще не время для ярких парламентских проектов, и публикации ВЦИОМа, вполне лояльного Кремлю, призваны это подчеркнуть.
Примечательно, что и на рейтингах «Единой России» спецоперация почти не сказалась. В конце февраля – начале марта партия получала чуть выше 39% и вернулась к этому показателю сейчас, за два последних месяца не поднимаясь выше 42,5%. При этом единоросс и председатель Думы Вячеслав Володин, по данным того же ВЦИОМа, стал пятым в рейтинге доверия среди политиков. Сама Госдума в марте и апреле получила выше 50% одобрения, это высокий показатель. Думе ставят плюс как коллективному выразителю властной картины мира. А партийные нюансы, кажется, перестали различаться и иметь смысл. Придуманную в прошлом году систему идейного парламентского баланса просто поставили на паузу. Если не на стоп.