Фото Reuters
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты опроса, посвященного неравенству доходов. 69% респондентов «совершенно» или «скорее» согласны с тем, что различия в доходах в стране слишком велики. Лишь 18% так или иначе считают, что такая разница «необходима для процветания России».
Впрочем, показательны даже не полученные сотрудниками ВЦИОМа цифры, а то, что они сравниваются с результатами аналогичного опроса, проведенного 30 лет назад, в 1992 году. Это год начала радикальных экономических реформ в России, включивших в себя и либерализацию цен, и приватизацию. Можно сказать, что новый опрос ВЦИОМа приурочен к 30-летию рыночной экономики в стране.
Сами социологи, проводившие исследование, указывают на то, что за 30 лет доля респондентов, полагающих, что государство должно уменьшать различия в доходах между людьми, не изменилась. В 1992 году за эту опцию так или иначе высказывались 57%, сейчас – 55%. Это скорее подталкивает к предположениям, чем к выводам. Например, можно допустить, что уровень «левого» запроса – на «большое» государство, распределяющее доходы, – в России всегда примерно одинаков.
В то же время примечательно, что в 1992 году 20% опрошенных были «скорее» или «совершенно» не согласны с тем, что государство должно сокращать различия в доходах между гражданами. В 2022 году такого мнения придерживаются лишь 14%. При этом значительно выросла доля колеблющихся: 25% ответили, что в чем-то согласны, а в чем-то нет с этим утверждением (30 лет назад таких было только 8%).
Это может означать, что Россия де-факто живет в условиях рыночной экономики, но при этом либерально-экономическая идеология в сознании большинства граждан не укоренилась. Рост благосостояния скорее связывают с интервенциями государства, а не с тем, что механизмы, запущенные в начале 1990-х в экстренном режиме, со временем заработали. Доминирующий политический дискурс последних десятилетий и не способствовал второму типу интерпретации: 90-е демонизировались, особенно в том, что касалось социально-экономической сферы.
Цифры ВЦИОМа же показывают, что «левый» запрос не уменьшился, но ослабла поляризация, то есть стало меньше тех, кто готов отстаивать концепцию «малого» государства и идеологию рынка. Эта идеология де-факто оказалась полезной, но это гражданам не объясняли, делая политику на негативной стороне процесса.
Сотрудники ВЦИОМа, комментируя исследование, ссылаются на опрос 2015 года, из которого следует, что граждане считают доходы отдельных «групп людей» завышенными и несправедливыми. Для сравнения: в начале 1990-х 32% жаловались на то, что некоторые люди получают взятки и нелегальные доходы. 23% в качестве примера несправедливости приводили уравниловку. За два с лишним десятилетия эти доли сократились до 19 и 7% соответственно. Другими словами, сократилась доля тех, кто осознанно или инстинктивно схватывал важные идеи рынка: человек должен заработать деньги сам, а его главная защита – закон.
Социологи возвращаются к началу либерального проекта, как будто показывая, что он не удался. Не получилось переубедить левых. Не вышло переломить общий тренд в восприятии действительности: люди как считали распределение доходов несправедливым, так и считают по-прежнему. Но в сравнении данных ВЦИОМа нет промежуточных стадий. Нет замеров конца 90-х, нулевых, кризисного 2008-го, 2010-х. Опрос 2022 года хронологически красив, но не позволяет соблюсти чистоту эксперимента, наблюдать за тем, как мнения менялись, и предположить, из-за чего это могло происходить. Если восстановить сегодня условия начала 1990-х, проект реформ вовсе не обязательно запустили бы как-то иначе.