Утечка газа из «Северного потока - 1» замечена в шведской экономической зоне в Балтийском море на снимке, сделанном с самолета береговой охраны Швеции. 28 сентября 2022 года. Фото REUTERS
Диверсии на газопроводах «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2» и попытка диверсии на «Турецком потоке», о которой недавно сообщила ФСБ РФ, свидетельствуют о переходе противостояния между Россией и Западом в новую стадию. Ее можно обозначить как стадию инфраструктурных сражений. Под прицелом оказываются прежде всего важнейшие газопроводы, которые обеспечивают функционирование многих отраслей промышленности в Европе. Попытка лишить Москву любыми путями доступа к финансовым ресурсам, которые ей обеспечивает сегодня продажа углеводородов, прямо сказывается на жизни миллионов граждан европейских стран и делает Европу заложником политических амбиций нынешней администрации США и собственных политиков, которые предпочитают полностью следовать курсом трансатлантической солидарности даже в ущерб интересам собственных стран.
О стремлении некоторых европейских политиков любым способом поставить Кремль на колени свидетельствует знаменитая речь немецкого министра иностранных дел Анналены Бербок в Праге в августе с.г. Речь, которая многократно интерпретировалась и российскими, и западными СМИ. Выступая в Праге, Бербок утверждала, что она и федеральное правительство Германии будут так долго поддерживать Украину (в ее борьбе с Россией), пока Киеву будет необходимо. И это обещание будет действовать независимо от того, что станут говорить на этот счет немецкие избиратели. Конечно, она сказала и следующие слова, которые в российской интерпретации опускают. О том, что в демократическом государстве избиратели, не согласные с ее позицией, могут не отдавать ей свои голоса на следующих выборах. Но факт состоит в том, что следующие выборы состоятся через ряд лет, а действия политика оборачиваются немедленным эффектом для тех же несогласных избирателей. Надо признать, что пока, по данным немецкого статистического ведомства, 70% избирателей в Германии в сентябре с.г. были готовы идти на личные жертвы в виде повышения цен на энергию из-за антироссийских санкций. Немецких граждан в этом плане понять можно: они видят ситуацию в Украине глазами немецких массмедиа, поддерживающих в своей массе Киев. Но главное, что счета за потребленную энергию придут только на будущий год.
Иначе оценивают ситуацию менее эмоционально мыслящие предприниматели Германии. Как отмечает немецкая экономическая газета Handelsblatt, они предупреждают о грозящей деиндустриализации Германии. Другими словами, инвестиции прекращаются, а производство сокращается. Результатом этого станет массовая безработица со всеми негативными последствиями уже для всех граждан Германии. Тот факт, что на поставки энергии не просто поставлена санкционная заслонка, которую в случае чего можно и открыть, а их просто физически невозможно теперь возобновить, резко меняет ситуацию. Европа оказалась в ловушке реального энергетического голода, и избежать его можно лишь путем реализации сложных инфраструктурных проектов за счет расширения газовой сети между Восточной и Западной Европой, сооружения дополнительных терминалов по приему сжиженного природного газа (СПГ), да просто поиска его поставщиков, чем в последнее время и занимается немецкое правительство. Но в условиях, когда противостояние переходит в стадию инфраструктурных войн, все эти усилия могут оказаться бесполезными.
Выход из складывающейся ситуации может быть достигнут только на переговорных рельсах, и поводом для них может стать допуск одного из владельцев взорванных балтийских газопроводов к расследованию этого случая саботажа. Поэтому датским, шведским и немецким политикам, создающим комиссии по расследованию данных взрывов, надо немедленно пригласить российских экспертов. Это может стать первым шагом по нормализации ситуации в Европе.