Фото пресс-службы Республиканской Федерации футбола Крыма
Украинские власти призывают исключить Россию сразу из двух футбольных организаций – ФИФА и УЕФА – за готовность интегрировать клубы из Севастополя и Крыма в систему своих профессиональных лиг. О том, что эта тема прорабатывается с Российским футбольным союзом (РФС), на рабочей встрече с президентом Владимиром Путиным сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий в правительстве сферу спорта. В самом РФС пока никак эту тему не комментировали.
Чернышенко, к слову, говорил Путину о «новых территориях», и понятно, что теперь к ним относится не только Крым. Однако в четырех регионах, только что присоединенных к РФ, введено военное положение, там сейчас явно не до футбольных турниров. Что же касается крымских клубов, то и механизм их интеграции, судя по всему, не до конца проработан. Их можно будет включить в российские лиги не раньше следующего сезона, а это лето 2023 года. За это время многое может произойти, прояснить ситуацию или, наоборот, еще больше запутать.
РФС в крымском вопросе все время действовал очень осторожно, не стремясь вступать в конфликт с УЕФА и ФИФА. Эти структуры запрещают клубам с полуострова участвовать в российских соревнованиях. Непонятно, как сейчас поведет себя РФС, будет ли консультироваться с этими организациями или просто исполнит волю власти. Да и насколько явно объявлена эта воля? Пока мы слышали лишь доклад президенту высокопоставленного чиновника, который знает конъюнктуру и хочет подчеркнуть, что все под контролем, сообщить об успехах. В любом случае интеграция может занять сколько угодно долгое время.
Энтузиасты включения крымских клубов в систему профессиональных лиг РФ подчеркивают, что России уже не нужно бояться санкций. УЕФА и ФИФА все уже сделали. Сборные России и клубы из нашей страны временно исключены из всех международных соревнований. Например, на чемпионате Европы в 2024 году россиян точно не будет – команду просто не пустили в отборочный турнир. Иностранным футболистам в отечественных клубах официально разрешено разрывать контракты в одностороннем порядке и уезжать. Кажется, в этой ситуации появление условной команды из Севастополя, например, в Первой лиге ничего не изменит – страна и так уже оказалась в футбольной изоляции.
В то же время ни УЕФА, ни ФИФА пока не пошли на радикальные шаги. И когда решения об исключении сборных и клубов принимались, никто из футбольных чиновников не сообщал об этом с радостью – они были вынуждены подчиниться сложившейся политической конъюнктуре и ряду объективных обстоятельств. Контакт с международными структурами у РФС не прекращался, поэтому союзу сложно сейчас резко повернуться к УЕФА и ФИФА спиной – они все-таки вели себя лояльнее, чем некоторые другие спортивные организации.
Вероятно, и УЕФА, и ФИФА теоретически готовы снять с России свои санкции. Когда они это сделают? Допустим, когда в конфликте РФ с Украиной произойдут ожидаемые международными структурами перемены, будет заключено какое-либо мирное соглашение между Москвой и Киевом. Тогда УЕФА и ФИФА могут включить зеленый свет.
Но этого недостаточно. Спортивные санкции за последние месяцы накапливались и переплетались, как и другие ограничения. УЕФА и ФИФА могут снять свой бан, но отдельные федерации при этом заявят о бойкоте России. Готовы ли футбольные структуры к такому давлению? Сомнительно. В некоторые европейские страны россиян просто не пускают. Как решался бы этот вопрос?
Этот клубок санкционных противоречий не разрубается одним ударом, и отмена спортивных санкций весьма проблематична без упразднения общеполитических и экономических. А на этом пути Россия и другие страны, прежде всего западные, прошли уже множество точек невозврата. Крымская футбольная история может стать еще одной.