0
9613
Газета От редакции Интернет-версия

16.04.2023 19:38:00

В чем причина неэффективности реформ образования

Задача школы сегодня редуцировалась к тому, чтобы занять ребенка, а не дать ему знания

Тэги: образование, качество, реформы, эффективность, егэ, учебный предмет, алгоритмизация, мнение


образование, качество, реформы, эффективность, егэ, учебный предмет, алгоритмизация, мнение Иллюстрация pixabay.com

В России началась сдача единого государственного экзамена. С 12 апреля по 19 сентября – резервные сроки. Основной период сдачи ЕГЭ-2023 пройдет с 26 мая по 20 июня. Никаких изменений в ЕГЭ в этом году не будет, сообщили в Министерстве образования РФ. Именно это и настораживает…

«Создана абсолютно герметичная система, на которую невозможно никак влиять», – считают, например, эксперты Никитского клуба. А член-корреспондент РАН Алексей Савватеев отмечает, что 90% заданий по математике на ЕГЭ совершенно спокойно решаются даже без опоры на весь изученный материал. То есть 10-летнее пребывание в школьных стенах как бы и не нужно: дети прекрасно решают шарады, но мало что знают.

О нехватке грамотных кадров, прежде всего инженерно-технических, сегодня говорится с самых высоких трибун. И это логично, ведь согласно некоторым социологическим исследованиям, 80% четвероклассников не знают таблицу умножения. А конкурс в большинстве вузов на инженерные специальности – 50–60 баллов: это шаблонное решение 10 задач на ЕГЭ. В итоге замерзший вентиль на баллоне сварщик разогревает газовой горелкой…

Это не паника. Это – констатация факта. Алгоритмизация учебного предмета подменила его понимание: можно легко научиться брать производную, но не понимать, что это значит. Это и есть та самая «практикоориентированность» учебного процесса, которой гордятся чиновники от образования. Выдающийся физик современности Ричард Фейман как-то заметил, что ни одно из величайших открытий в науке не было сделано алгоритмическим путем.

Между тем в нашей начальной школе фактически уже не учат ни письму, ни чтению. Кстати, есть экспериментально подтвержденные научные данные, что это ведет к деградации нейронных сетей у ребенка. Проявляется это, скажем, в неумении детей работать с текстами.

А неистощимый на выдумки Минпрос продолжает фонтанировать инициативами. Астрономию и черчение как отдельные предметы убрали из школьной программы; зато ввели «Разговоры о важном» и вводят «Семьеведение». Минпросвещения РФ ставит задачу к концу 2024 года создать школьный театр в каждой школе, сообщил глава министерства Сергей Кравцов, а его заместитель Александр Бугаев отчитался, что в РФ уже разработано учебное пособие по классическому украинскому языку для начальных классов...

Видимо, в сознании руководителей отечественного образования создана модель образовательной системы. Идеальная модель. И теперь ее, эту модель, всесторонне исследуют. Полученные результаты «исследований» выдаются за «естественно-научную» истину. Или близко к тому. Это не хорошо и не плохо, это – бессмысленно. Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев на днях так и заявил на итоговой коллегии Минпросвещения: «Мы перешли на новую модель регламентации образовательной деятельности, которая решила проблемы бюрократизации. Впервые будет проведен аккредитационный мониторинг по трем уровням: школа, система СПО, вузы. Осенью его пройдут свыше 5 тыс. образовательных организаций. Это позволит определить болевые точки и сформировать рекомендации по повышению качества образования».

Сегодня усилиями Российской академии образования в том числе внедрили психологов в педагогику; теперь хорошо бы внедрить учителей-предметников в педагогику. С последним сложнее. Несколько лет назад Рособрнадзор предложил преподавателям математики в добровольном порядке сдать ЕГЭ по математике – около половины не набрали даже 50 баллов из 100. А в это время Российский государственный социальный университет спешит доложить о создании и внедрении специального учебного курса «Традиционные ценности: основа российского общества».

Образовательные системы очень инерционны, их очень сложно разрушить: 22 года понадобилось, чтобы результаты этого процесса мы почувствовали сейчас. 


Читайте также


Социологи РАН вычисляют "коэффициент СВО"

Социологи РАН вычисляют "коэффициент СВО"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Продолжение внешней политики иными средствами порождает претензии к политике внутренней

0
432
Над топливным рынком нависла угроза демпинга

Над топливным рынком нависла угроза демпинга

Анастасия Башкатова

Саудовская Аравия может опять вступить в негласную ценовую схватку с Россией

0
533
Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Екатерина Трифонова

Адвокаты продолжают безнадежную борьбу с обвинительным уклоном государства

0
2706
Власти вступают в конфликт интересов с гражданами

Власти вступают в конфликт интересов с гражданами

Екатерина Трифонова

Новые штрафы и сроки за неуважение к суду первыми опробуют комментаторы из соцсетей

0
2769

Другие новости