На фото первая рабочая встреча в рамках подготовки к «Съезду православных тюрков», прошедшая 26 яеваря 2024 года в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. Фото сайта mosmit.ru
В Московском патриархате готовятся к мероприятию под названием «Съезд православных тюрок». На днях в московском Высоко-Петровском монастыре собрались представители епархий РПЦ, которые располагаются на населенных тюркскими народами территориях. Это и национальные республики РФ, и ближнее постсоветское зарубежье. На собрание, которое обозначено как первая рабочая встреча по подготовке съезда, приехали епархиальные служители с Алтая, из Татарстана, Северного Кавказа, Якутии, Узбекистана, Казахстана и других мест.
С одной стороны, Русская церковь не первый год ведет миссионерскую деятельность в местах проживания тюркских народов, в основной массе исповедующих ислам. Бывали времена, когда некоторые популярные проповедники строили грандиозные планы по евангелизации целых регионов, скажем, священник Даниил Сысоев, погибший в 2009 году от рук террориста. Весь постсоветский период РПЦ пыталась нарастить влияние в бывшей советской Средней Азии, повышала здесь статус своих епархий, но ощутимого результата это не дало.
Тем более удивительна активность в евангелизации тюркских народов в нынешних условиях, когда обстоятельства для проповеди русского православия не очень благоприятны. Существуют определенные проблемы как внутри России, так и на международной арене.
За последние два года увеличилась потребность в поддержке российской государственности со стороны национальных регионов. Именно поэтому в риторике высших должностных лиц постоянно звучит мотив межнационального и межрелигиозного согласия. Руководство страны подчеркивает, что враги России то и дело пытаются использовать темы национализма и сепаратизма для раскачки недовольства в обществе. Именно под этим углом зрения официоз рассматривает такие проявления национализма и экстремизма, как недавние протестные выступления в Башкирии и Якутии, а также прошедшие осенью беспорядки в махачкалинском аэропорту.
На общегражданские сложности накладывается специфическая социально-политическая активность церковного руководства. РПЦ хочет быть выразителем национальных чаяний русского народа, особенно в проблеме сохранения культурной и духовной идентичности. Некоторое беспокойство широких масс населения нашло отражение в серии выступлений патриарха Кирилла. Его речи, направленные против избыточной, по мнению главы РПЦ, трудовой иммиграции, вызвали большой резонанс. Патриарх настойчиво предупреждает, что приезжие, чуждые местному населению по своему жизненному укладу и мировоззрению, могут исказить или подменить традиционную идентичность России. Одно из последних таких выступлений состоялось в рамках Рождественских чтений, и именно на полях этого форума стартовала подготовка к Съезду православных тюрок.
Говоря о профилактике избыточной иммиграции, патриарх апеллировал к государственным структурам и административному инструментарию. Однако, как выясняется, РПЦ не утратила надежд на собственную проповедническую программу, хотя усилия по инкультурации мигрантов через церковные организации, о которых говорят не один год, кажется, не дали ощутимых плодов.
Кроме мощного сопротивления инокультурной среды на пути у миссии РПЦ стоит повестка дня международной политики. Помимо того, что Россия наращивает отношения с исламским миром, обозначение проповеди РПЦ как направленной именно на тюрок, создает конкуренцию с концепцией пантюркизма, которую реализует Анкара. Турции здесь подыгрывает Центральная Азия. Еще у РПЦ возникли сложности с назначением нового епископа в Азербайджане. Баку принял в штыки назначенного Синодом архиерея. Учитывая, какое значение в нынешних условиях для Москвы имеют Анкара, Баку, Астана, Бишкек и Ташкент, «православный пантюркизм» Московского патриархата выглядит худосочной затеей.