Фото Reuters
После того как 7 марта Швеция официально присоединилась к НАТО, на этой неделе впервые все 32 члена альянса соберутся в Брюсселе на заседании глав МИД. Министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрём займет «законное» место за столом переговоров. Накануне он отметился громким заявлением о том, что страны НАТО «должны создать больше стратегических трудностей для России». Считая действия альянса недостаточными для предотвращения «российской угрозы», в интервью порталу Euractiv Билльстрём пообещал, что Швеция будет работать над «большим сдерживанием» на Балтике и использовать для этого свою роль в регионе.
После двух веков нейтралитета и нежелания вступать в военные союзы с кем бы то ни было Швеция кардинально изменила ситуацию в североевропейском регионе, ранее одном из наиболее стабильных в мире. При этом она завершила процесс почти полного превращения Балтийского моря во «внутренний водоем» НАТО. Судя по комментариям в СМИ, для шведов вступление в военный блок похоже на покупку страховки у США, а для НАТО это приобретение новых активов. Развитый ВПК Швеции и ее географическое положение значительно усилят альянс.
Несмотря на небольшую численность вооруженных сил (около 38 тыс. человек, по данным Global Firepower Index-2024), наличие собственных передовых технологий в корабле- и самолетостроении расширяет возможности НАТО в области морской и противовоздушной обороны. Королевство располагает сотней истребителей Gripen и четырьмя подводными лодками. По данным Politico, Швеция после 30-летнего перерыва построит еще две субмарины для патрулирования восточных рубежей НАТО и отслеживания морских операций России. Швеции отводится роль ключевого логистического центра в случае конфликта с Россией. Остров Готланд, что в 100 км от материковой части королевства и в 330 км от Калининграда, по всей видимости, будет использоваться НАТО в качестве транспортного узла. Оттуда можно организовать переброску войск в Финляндию, Латвию, Литву и Эстонию. В Риге по этому поводу заявили, что членство Швеции делает страны Балтии менее уязвимыми. Хотя королевство не имеет выхода к морям Северного Ледовитого океана, северные регионы Швеции, Норвегии и Финляндии образуют стратегический район, близкий к Кольскому полуострову, с базами Северного флота РФ. Соответственно усиливается присутствие НАТО в Арктике.
Все 20 месяцев, пока Швеция ждала окончания процедуры вступления в НАТО (ратификацию ее заявки тормозили Турция и Венгрия), сам альянс времени не терял. Вашингтон подписал со Стокгольмом соглашение, предоставляющее США доступ к 17 шведским военным базам. НАТО привлекло королевство к учениям Nordic Response. В апреле оно уже на своей территории примет участие в фазе этих учений Immediate Response – 2024: 1 тыс. американских солдат переместится из Норвегии в Финляндию через Швецию. Следующая часть учений Swift Response пройдет на юге страны в мае. А летом шведские ВМС задействуют в маневрах Baltops – 2024, которые заявлены как самые значимые на Балтике и будут включать «охоту» за подводными лодками.
Сейчас шведская оборона съедает 1,3% ВВП, а члены НАТО обязуются расходовать 2%. Это означает усиление налогового бремени на население, хотя в Швеции и так одни из самых высоких налогов в мире. При этом в 2023 году ее оборонный бюджет увеличился на 28% по сравнению с предыдущим, а по отношению к 2020 году – вырос вдвое.
Россия воспринимает любые шаги по расширению НАТО как посягательство на ее безопасность и национальные интересы. Пообещав отреагировать на вступление Швеции, РФ уже объявила о воссоздании Московского и Ленинградского военных округов. Далее может следовать военная активность вблизи Скандинавских стран, наращивание масштабов учений. Так что вырастет ли безопасность Швеции, большой вопрос.