На фото протоиерей Андрей Ткачев. Фото сайта trinity-church.ru
Ригористам в церковных и околоцерковных кругах сейчас должно быть не по себе. Они наблюдают за схваткой самого популярного миссионера РПЦ и группы убежденных борцов с сектами. Ревнители веры, вероятно, недоумевают. Ведь обе стороны спора выказывают предельную лояльность официальной церковности, ни на йоту не уступают «православным либералам» право на духовную истину, отстаивают кристально чистые консервативные убеждения – и тут вот такая неприятность, внутривидовая борьба.
Началось все с конференции «Духовничество и псевдостарчество», на которой должны были «прорабатывать» экзорциста Владимира Головина. Тот представлял собой вполне безопасную цель для критики, поскольку еще в 2019 году лишен сана церковным судом. Но священник Александр Кузьмин вдруг упомянул в нехорошем контексте популярного миссионера и блогера протоиерея Андрея Ткачева. Тот как раз недавно сменил «либерального» протоиерея Алексея Уминского в настоятельстве в одном из крупных московских храмов. В том же приходе служил алтарником президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) Александр Дворкин. От ушедшего в Константинопольский патриархат Уминского Дворкин отрекся, но и с Ткачевым не ужился. А после конференции присоединился к мнению Кузьмина, что Ткачев выказывает признаки псевдостарчества.
Поначалу перепалку можно было списать на личную неприязнь сектоборца к миссионеру, однако круги конфликта стали расходиться по блогосфере. К дебатам присоединился протоиерей Александр Новопашин. Он заявил о «балаганной экспрессии и скабрезных оборотах речи проповедника» и претензиях к «содержанию его выступлений – медицинскому диссидентству и оккультным воззрениям на природу бытия». И он, и Кузьмин, и Дворкин – одна команда РАЦИРС. Но вряд ли священнослужители стали бы включаться в простое сведение счетов даже ради своего начальника. Да и события развиваются в опасном направлении. Новопашин утверждает, что противникам Ткачева угрожают расправой многочисленные поклонники миссионера.
Из иерархов в конфликт вмешался, пожалуй, пока только архиепископ Савва (Тутунов), сам активный публицист. Он занял примиряющую позицию, что и понятно: архиерей разделяет бескомпромиссные патриотические взгляды Ткачева. Тот числится среди самых последовательных сторонников СВО и сам, будучи уроженцем Львова, пострадал от националистов в Украине за свою верность русской идее.
Но и «сектоборцы» из РАЦИРС – убежденные патриоты и противники украинства и духовной экспансии Запада. Поэтому ригористы могут быть в недоумении: на чью сторону им встать? В таких случаях смотрят на начальство. Но и тут не все однозначно. Совсем недавно, 8 июня, патриарх Кирилл предостерег священников-блогеров от тщеславия. А Ткачев из них всех самый успешный. Год назад глава РПЦ тоже предостерегал блогеров в рясах – в тот раз от участия в политических дискуссиях. Но и в этой теме Ткачев на первом плане.
С другой стороны, патриарх в эти дни демонстрирует стремление к межхристианскому диалогу. 18 июня он встретился с главами протестантских организаций России, отметил «единомыслие» с ними, похвалил за патриотизм и противостояние западному влиянию. А ведь протестанты-харизматы из-за своей якобы нетрадиционности всегда были едва ли не главным объектом критики сектоборцев из РАЦИРС.
В любой непонятной ситуации обычно предлагают следовать «генеральной линии». Но в данном случае очень трудно ухватить эту линию, понять, где же может таиться опасный уклон. Сигналы сверху поступают противоречивые. Единственное, что остается учитывать, – что любая деятельность, похожая на инквизиторскую, может сработать в непредсказуемом направлении. Выход стоит искать в смягчении нравов, к чему, кстати, мировые религии традиционно и призывают.