Фото Reuetrs
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан анонсировал «сюрприз» на понедельник. Об этом сообщает швейцарская газета Die Weltwoche. Сюрприз, судя по всему, заключается в том, что Орбан снова отправится в какую-то страну в рамках своей миротворческой инициативы, но пока он не готов сказать, куда именно. Поездка венгерского премьера в Москву, как он сам рассказывал журналистам, планировалась втайне от руководства Евросоюза (ЕС). Это была чуть ли не секретная миссия.
Венгрия с 1 июля председательствует в Совете ЕС. Орбан воспользовался этим как поводом посетить и Киев, и Москву, обсудить перспективы мирного урегулирования конфликта с двумя президентами. «Европе нужен мир», – заявил он, находясь в России. Европейская бюрократия, по мнению Орбана, никогда этого не добьется, нужна политическая воля, которой в структурах ЕС просто нет. Венгерский премьер – последовательный евроскептик. Но при этом он умеет извлекать преимущества из членства своей страны в ЕС.
Бюрократы, которых критикует Орбан, конечно, поспешили высказаться. Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что венгерский премьер не получал от ЕС никакого мандата на посещение Москвы и «не представляет Евросоюз ни в каком виде». Глава Евросовета Шарль Мишель вскоре после того, как информация о визите Орбана в Москву появилась в СМИ (венгерский политик тогда еще не прилетел в РФ), написал в соцсети X, что никакие дискуссии по Украине не могут вестись без Украины, а у «сменного председателя ЕС» нет полномочий вступать диалог с Россией от имени всей организации.
Орбан не усадил пока за один стол Владимира Путина и Владимира Зеленского. Но все же нельзя сказать, что дискуссии по Украине он вел без Украины. Сначала он побывал в Киеве, выслушал Зеленского, изложил его точку зрения Путину. В Москве заявили, что Орбан при всех нюансах придерживается «западной» позиции. Нюансы скорее заключаются в том, что он в отличие от многих других европейских политиков старается расширить каналы коммуникации. В российских политических кругах также прозвучало мнение, что Орбан представляет не только себя, но и часть европейской элиты. К ней, по всей видимости, относится и словацкий премьер Роберт Фицо. Он заявил, что составил бы Орбану компанию, если бы не восстанавливал здоровье после покушения.
На европейскую элиту визит Орбана подействовал как сильный раздражитель. Частично обозначилась ее структура. Есть условная партия мира, для которой втягивание Европы в длительный конфликт – это угроза благополучию и безопасности, поэтому мира между Москвой и Киевом нужно добиться как можно скорее и на компромиссных условиях. Другая партия выступает за стратегическое поражение РФ, видит путь к этому в максимальном затягивании конфликта и наращивании санкционного давления. Евробюрократию составляют преимущественно представители этой политической силы. Это понимают в Москве. И Путин, на полях саммита ШОС говоривший о том, как Запад обманул Россию, когда просил отвести войска от Киева, дал понять, что этой части европейской элиты не станет доверять.
Орбан показал, что может позволить себе непослушание. Структуры ЕС не существуют в вакууме, они так или иначе включены в контекст турбулентной европейской политики, где постоянно меняются расклады и конфигурации. Венгерскому премьеру нужно было обозначить себя на карте миротворчества, не рискуя, по сути, ничем. Если через неожиданные ходы ему удастся добиться прогресса, он щелкнет по носу евробюрократов. Если нет – отойдет на прочные изначальные позиции. О том, что позиции Москвы и Киева страшно далеки друг от друга, Орбан, конечно, прекрасно знал и до своих визитов.