Фото Reuters
В июле традиционно заканчивается театрально-концертный сезон. В последние годы именно лето становится не мертвым сезоном, когда с началом каникул афиша замирает, а, напротив, временем интенсивной работы. На днях в музыкальных театрах Москвы прошли две оперные премьеры, балетная ожидается в конце июля. Лишь в августе настанет период затишья, который в последние дни месяца сменится оживлением – уже в новом сезоне.
Причины сдвига премьерной работы на вторую половину сезона наверняка кроются в особенностях финансирования: бюджетная машина не слишком поворотлива. Но есть и еще одна особенность в функционировании оперных театров, проявившаяся именно сейчас. Планы на будущий сезон официально объявили два театра – Пермский и московская «Новая Опера», неофициально – Нижегородский театр оперы и балета с формулировкой вроде «эти планы осуществятся, если мы найдем финансирование в полном объеме».
Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Большой, «Урал Опера Балет» (Екатеринбург), Михайловский театр, Новосибирский, Красноярский – даже эти московские и ведущие региональные театры пока не готовы поделиться списком премьер и ключевых событий будущего сезона.
В XXI веке одной из центральных задач менеджмента в театре стало планирование. Столичные театры, а к ним приближались и региональные, были вовлечены в глобальные отраслевые процессы: к нам начали приезжать звездные постановщики и – главное – артисты. Без заблаговременного планирования заполучить известного певца или дирижера на постановку или даже разовое выступление было невозможно.
Именно поэтому Анна Нетребко впервые (!) спела в Большом театре только в 2017 году, когда Владимир Урин смог выстроить систему предварительного планирования на два-три сезона вперед. Большой обычно объявлял репертуарные планы в конце весны – начале лета. Не отставали и другие театры, это было своего рода соревнование интендантов и их команд.
Московская филармония много лет начинала продажи абонементов на будущий сезон 1 февраля, у касс Концертного зала им. Чайковского с вечера стояли люди. Здесь внесла коррективы пандемия, обрушившая концертный рынок, а за ней и конфликт РФ с рядом стран из-за СВО, когда ударная часть афиши, строившейся на гастролях западных звезд и коллективов, исчезла. Смысл абонементов остался лишь в низкой (относительно розничной продажи) цене концерта. Филармония изменила стратегию, и продажа абонементов теперь не становится предметом горячих новостей.
Мариинский театр стоял обособленно: глубина планирования там в последнее время может равняться паре недель, а то и меньше. Информация о премьерах появляется накануне их выпуска. Очевидно, то же самое ждет и Большой театр: на середину июля список новых спектаклей известен лишь кулуарно.
Тенденция налицо: театры выбирают другую стратегию, иную тактику. Виной тому финансирование (скорее всего сокращенное) и поиски спонсоров, проблемы при заключении контрактов или даже при поиске постановочной команды или просто директорская осторожность, которая уступила место стремлению идти в авангарде? Скорее всего совокупность этих факторов. События последнего времени показывают, что контракты расторгаются и спектакли отменяются очень легко: творческие люди «под колпаком» и никто не знает, что будет с артистами, с которыми заключен контракт и без которых нельзя будет выпустить продукт – может, кого-то «отменят» или кто-то не сможет прибыть в РФ из-за санкций.