Графика pch.vector on Freepik
Экономисты и социологи изучают рынок после так называемого замедления YouTube в России. Операторы связи отметили скачок общего объема трафика на 5–10%, а в регионах и до 20%. Это объясняется использованием программ VPN для получения доступа к видеосервису, а также активным копированием видео из YouTube на российские ресурсы.
Но вот более любопытная деталь: на фоне перебоев работы видеохостинга отечественные онлайн-кинотеатры и видеосервисы зафиксировали резкий спрос на детский контент. Количество запросов на мультипликационные и семейные фильмы среди пользователей выросло в разы. По данным СМИ, число подписчиков «Кинопоиска», которые смотрят детский контент, резко выросло: Okko – на 89%, а Premier и вовсе отмечает увеличение спроса в 3,5 раза – все это по сравнению с июльскими показателями. Онлайн-кинотеатры отмечают, что приблизительно такой запрос на детский контент наблюдался лишь в новогодние праздники. Вниманием у юных зрителей пользовались отечественные мультсериалы – «Три кота», «Барбоскины», «Маша и медведь», «Фиксики», «Лунтик и его друзья», «Смешарики», «Синий трактор» и др.
Онлайн-кинотеатры не питают иллюзий и пока не делают ставку на долгосрочный рост детской аудитории – объем контента отечественных сервисов несравнимо меньше, чем на YouTube. Тем не менее эти данные показывают, что дети становятся полноценными игроками рынка, уже не потенциальными, а реальными клиентами онлайн-кинотеатров. И в будущем, когда между сервисами начнется реальная борьба за зрителя, возможно, удовлетворение детской аудитории станет одним из мощных факторов увеличения количества подписчиков.
Сейчас онлайн-кинотеатры справедливо делают ставку на взрослых. Громкие сюжеты, раскрученные в медиа артисты и режиссеры, с одной стороны, привлекают новых клиентов. С другой – приносят прибыль за счет продажи лицензии другим сервисам. По статистике за прошлый год, собственное производство принесло российским онлайн-кинотеатрам рекордную выручку. 9 млрд руб. за шесть месяцев платформы заработали только на продаже прав на сериалы.
Такому бурному развитию собственного производства – и спросу на него – способствовало, безусловно, выключение западных сервисов и отток западного контента в целом.
Наращивание собственного контента, усиление маркетинговой составляющей и низкая цена подписки стали, по мнению исследователей рынка, причиной рекордного увеличения пользователей онлайн-кинотеатров. За 2023 год, согласно исследованию агентства TelecomDaily, количество подписок на российские онлайн-кинотеатры достигло рекордных 45,2 млн. За полгода этот показатель вырос более чем на 23% с 36,7 млн.
Отказ западных студий от работы в РФ в области детского контента весьма ощутим. Они ушли вместе с возможностью посмотреть коллекцию мультфильмов-блокбастеров, не говоря уже о премьерах. А отечественная мультипликация, хотя сегодня патронируется государством и находится в активной стадии развития, все же не удовлетворяет спроса.
Редкие попытки приобрести эксклюзив в этой области есть: так, Premier получил права на «золотую коллекцию» «Союзмультфильма». Сервис «Кинопоиск» приобрел права на показ на территории России и СНГ анимационного сериала «Зверский детектив» по одноименному бестселлеру российской писательницы Анны Старобинец. Премьера должна состояться в этом году.
Сегодняшняя ситуация, когда родители (а это, безусловно, родительское действие) «пересадили» детей с YouTube на отечественные стриминги, способна сформировать еще одну нишу. Онлайн-кинотеатры могут стимулировать отечественные студии анимации и детского фильма к созданию эксклюзивного контента. И тем самым увеличивать доход.