Фото Reuters
Президент США Дуайт Эйзенхауэр в обращении к стране в 1961 году указал на опасность тотального и необоснованного влияния военно-промышленного комплекса на правительство и даже на общество. «Только информированное и бдительное гражданское общество» сможет контролировать влияние крупной промышленности, считал Эйзенхауэр.
Но нынешние события показывают, что крупная промышленность в США сама определяет, какие корабли, самолеты и ракеты ей выгодно строить. И как этой крупной промышленности удобно обходить меры общественного контроля. При этом часто речь может идти не только о военных программах, но и о гражданских разработках, в которых участвуют подразделения крупных военных предприятий. Нынешняя история продолжающихся скандалов вокруг компании «Боинг», которая подстраивала под себя меры контроля для выпуска не вполне надежных гражданских лайнеров, только доказывает нынешнюю актуальность предупреждений Эйзенхаэура.
Другое доказательство актуальности предостережений президента – построение обороны США на основе супердорогих образцов вооружений, в производстве которых как раз заинтересована крупная промышленность. «Наша армия помешана на изысканных, высокотехнологичных и незаменимых системах. Они становятся все более дорогими и недоступными. Сроки их запуска в производство становятся все длиннее и длиннее», – говорят сами американцы, которые уже догадались сделать выводы из технологических новинок военного противостояния на территории Украины и России.
И эти американцы понимают, что трудно изменить поведение крупных концернов, которые многие десятилетия выстраивали свой бизнес на создании сверхдорогих уникальных танков, истребителей, бомбардировщиков, ракет, кораблей и подводных лодок. Поэтому производство малочисленных, но очень дорогих образцов вооружений в США наверняка сохранится. Но к нему в США скорее всего прибавится и новое производство – производство тех новых, более дешевых образцов вооружений, которые наилучшим образом проявили себя в ходе военной спецоперации (СВО) в Украине. В этот список потенциальной продукции на новых заводах войдут, в частности, воздушные, морские и наземные беспилотники, а также новые средства электронной борьбы, разведки и наблюдения.
В США уже готов проект строительства нового гигантского завода по массовому и быстрому производству самых эффективных и недорогих средств ведения войн, которые будут похожи на нынешнюю российскую СВО. В этих новых войнах американцы и их союзники смогут побеждать не с помощью использования тактического ядерного оружия, дорогих оперативных ракет или сверхзвуковых бомбардировщиков. А с помощью новых, более дешевых и массовых вооружений – а именно с помощью самых дешевых «умных» дронов, каждый из которых стоит в десятки и сотни раз дешевле одного танка или одного сверхзвукового бомбардировщика.
Таким образом, «информированное и бдительное» американское общество сегодня пытается ослабить контролирующее влияние традиционных промышленных гигантов. Последние вряд ли обрадуются появлению в стране массового производства новых и более дешевых средств ведения войн. Ведь если бюджет оплатит закупку миллиона дронов, то для заказа традиционных сверхдорогих танков и кораблей останется меньше денег.
Было бы замечательно узнать, что в России нет похожих проблем, от которых страдает американское «информированное и бдительное» общество. Радостно было бы узнать, что у нас больше не финансируются сверхдорогие проекты неэффективных вооружений вроде уникальных танков XXI века или не имеющих аналогов военных кораблей с неподтвержденными показателями выживаемости и боевой эффективности.