Иллюстрация Pixabay.com
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные опроса, посвященного школьным предметам. Респонденты, в частности, оценивали степень их важности. Исследование, очевидно, приурочено к скорому началу учебного года. ВЦИОМ проводил аналогичный опрос в 2009 и 2019 годах.
Пять лет назад 72% назвали среди важных предметов (назвать можно до пяти) алгебру или математику. Теперь процент упал – до 54%, но все равно остается самым высоким. Русский язык назвали 47%, историю – 30%, физику – 27%, литературу – 25%. Заметно просела популярность иностранных языков. В 2019 году 23% считали, что их важно изучать. Сейчас об этом сказали лишь 9%.
Почему с иностранными языками случилась такая трансформация? Конечно, этот вопрос нужно изучать отдельно. Простым объяснением был бы политический контекст: у России сейчас напряженные отношения с Западом, поэтому изучать английский и другие иностранные языки ни к чему. Это может быть и чисто эмоциональная реакция, без прагматической оценки. Но простое объяснение не означает правильное. Респонденты могут оценивать качество преподавания иностранных языков в школе. Они могут руководствоваться собственным опытом и вспоминать, пригодился ли им на практике иностранный язык. Это не значит, что, зная его, человек не добился бы большего. Но когда речь идет о воспитании и обучении следующих поколений, люди нередко отталкиваются именно от того, что делали сами.
Среди опрошенных 29% хотели бы, чтобы их дети получили работу в сфере здравоохранения. При этом лишь 16% считают важным предметом химию, а 10% – биологию. Построить здесь логическую цепочку довольно сложно. Разве что предположить, что родители видят своих детей бухгалтерами в крупном и платном медицинском центре. Но скорее нужно говорить о том, что вопросы социологов нередко обнаруживают несистемное представление о мире, спрятанное за эмоциональной оболочкой. Ответы респондентов – именно такая оболочка. 20% опрошенных хотят для детей работы в области IT-технологий. Но лишь 12% считают важным предмет информатику. И непонятно, как стать айтишником, не владея иностранным языком.
Отвечая на вопрос о том, какие предметы не понадобятся нынешним школьникам в жизни, чаще всего уходят от ответа (63%). Но если что-то и называют, то «основы религиозных культур и светской этики» (4%), музыку (4%), рисование (4%), «разговоры о важном» (3%), химию (3%). Вокруг «основ религии» в свое время поломались все копья, предмет интегрировали в школьную программу в трех модификациях и в итоге получили дисциплину, которую родители и дети рассматривают как лишнюю, необязательную.
«Разговоры о важном» – внеурочное занятие, его ввели в 2022 году, целью поставили нравственно-патриотическое воспитание школьников. Это можно условно назвать идеологическим предметом, попыткой держать школьников в правильном политическом контексте. Но двухгодичный опыт и соцопросы вроде исследования ВЦИОМ не позволяют говорить о том, что такой инструмент эффективен.
Сейчас, как свидетельствует опрос, 59% поддержали бы введение школьного предмета логика. Точно так же респонденты могли бы реагировать и на основы религий, и на разговоры о важном. Правильная презентация любой инициативы воздействует на эмоциональный слой. Проходит время – и все те же респонденты, оценивая школьный график и загруженность своих детей, легко определяют, что можно убрать из расписания. Иногда это противоречит и их изначальному энтузиазму, и интересу лоббистов, в том числе и околовластных.