На фото участник фестиваля "Другое пространство" Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова. Фото сайта meloman.ru
10 сентября открывается новый музыкальный сезон в Доме культуры ГЭС-2. Публике предложат интеллектуальную программу, осмысливающую корпус великих сочинений прошлого через призму современного взгляда на искусство. Осень будет проходить под девизом «Сезон призрачного мира». Проект исполняемых произведений берет начало от Первой симфонии Малера и завершается мировой премьерой произведения, которое один из лидеров постсоветской музыкальной сцены Валерий Воронов написал специально для финала цикла.
Программу ГЭС-2 столичные критики в обзоре авторитетного журнала «Музыкальная жизнь» выделили в числе одного из самых заметных проектов сезона 2023/24. ГЭС принадлежит и роль формирования новой публики – той, что фокусируется на новом искусстве, причем таком, которое создают преимущественно российские композиторы.
Новая музыка занимает все более важное место в сознании слушателя, меняя сформированную прошлым веком парадигму, когда к современным сочинениям приходили через так называемую классику и музыкантов-звезд. Выполняя и просветительскую миссию, и миссию поддержки современного искусства, государство через концертные организации дозированно внедряло в программы (и в госзадание коллективов) необходимость исполнять музыку последних 50–70 лет. Кто-то из коллективов сосредотачивал внимание на хитах киноиндустрии, ссылаясь на то, что их авторы – признанные композиторы (и это действительно так), кто-то брал курс на новейшее искусство и шел по более сложному пути заказов сочинений, исполнения действительно редко звучащих авангардных партитур. Московская филармония вывела свой фестиваль «Другое пространство» из альтернативных помещений (фойе, «Трюм», крыша) в Концертный зал им. Чайковского. И публика оставалась даже на постконцертные беседы. Тем не менее все это было вписано в колоритную афишу с присутствием российских и – главное – западных звезд-гастролеров, которая многообразием и качеством не уступала афишам ведущих залов мира.
Пандемия и обострение политической ситуации в мире «выключили» из российской повестки не только западных, но и некоторых отечественных музыкантов. Меньше эта ситуация коснулась регионов, больше – столиц, особенно Москвы. И вот тут для продюсеров встал вопрос компенсации, так как запрос публики если и снизился, то незначительно. А может быть, и вырос: потребность в искусстве в трудные времена зафиксирована социологами. И, судя по анализу репертуара за последние два сезона, нишу гастролеров неожиданно заняла новая музыка или программы, с ней связанные.
Нижний Новгород возродил гремевший в советские времена фестиваль «Современная музыка» – и попытка удалась. Еще пример: композиторская академия в городе Чайковский в Пермском крае собирает все больше местных жителей на своих концертах, где не играют в поддавки с публикой, включая простенькие пьесы. А большие опен-эйр фестивали в российских регионах: в Перми (Дягилевский фестиваль), Нижегородской области («Выкса-фестиваль»), Архангельской области («10-й меридиан»), Калужской области («Архстояние») в качестве доминанты программы предлагают мировые премьеры пьес современных композиторов.
Не случайно ГЭС-2 и другие неакадемические площадки – Дом культуры «Рассвет», культурный центр «Зотов» и другие – так тесно взаимодействуют с новейшей музыкой.
Очевидно, что в крупных городах формируется новое поколение слушателей и меняется образ мышления продюсеров: повестку определяют не только музыканты-звезды, но и сами программы, в которых все ярче выделяется фигура современного композитора.