Фото Reuetrs
Третья ливанская война началась. Увы, нельзя как-то по-иному интерпретировать новости, которые приходят из региона. Случилось то, что должно было так или иначе произойти. О неизбежности полномасштабного конфликта между Израилем и «Хезболлой» в прессе, экспертном сообществе, да и ближневосточными политиками тоже, говорилось начиная с 7 октября 2023 года, когда ХАМАС вторгся на израильскую территорию. Разнились только прогнозы относительно сроков. Одни говорили, что северный фронт появится быстро, другие – что удастся протянуть несколько лет. Оправдался средний прогноз: война началась незадолго до годовщины событий 7 октября.
Остаться в стороне от боев в секторе Газа для «Хезболлы» и стоящего за этим движением Ирана значило понести серьезное политическое поражение. Тегеран, позиционирующий себя в качестве лидера наиболее радикальных сил, противостоящих Израилю, вдруг не помог братьям по оружию? Как это? Вот так взять – и сдать в утиль годами создававшуюся идеологическую основу, на которой покоится авторитет Ирана в исламском мире и «Хезболлы» – в Ливане, было невозможно, какие бы издержки им ни сулило широкомасштабное столкновение с самой сильной армией Ближнего Востока – израильской. Но и для правительства Биньямина Нетаньяху пассивность на северном фронте тоже могла обойтись дорого. Опять-таки не месяцы, а годы израильские правые убеждали общество, что террористическую угрозу нельзя устранить окончательно. Ее можно, как симптомы неизлечимой болезни, слегка уменьшить. Но обмен дистанционными ударами на ливанской границе, запуски самодельных ракет «Кассам» из сектора Газа, столкновения с палестинцами на Западном берегу реки Иордан и периодические самоубийственные нападения в самом Израиле будут. Такова, дескать, судьба еврейского государства, обреченного жить в кольце врагов, а мечтающие решить проблему одним махом – левые утописты.
Эта концепция казалась очень убедительной (подтверждение чему – политическая «живучесть» Нетаньяху и победы, наперекор ожиданиям его многочисленных недругов, его партии «Ликуд» на всех возможных выборах) – до 7 октября. Всему Израилю сразу и наглядно продемонстрировали, что болезнь контролировать не получилось. Как следствие, общество захотело ликвидации угрозы раз и навсегда.
Это применительно к сектору Газа пообещал Нетаньяху. Но ЕС и США не захотели нести политические издержки за действие своего союзника, вознамерившегося жестко «зачистить» палестинский анклав, не считаясь со своими и чужими жертвами. В результате ХАМАС хоть и изрядно потрепан, не уничтожен и, следовательно, может восстановить свой боевой потенциал, как уже не раз бывало.
Ливанская операция Израиля, видимо, будет проходить под тем же лозунгом: ликвидировать «Хезболлу» окончательно. В идеале Нетаньяху, чья политическая карьера в силу его почтенного возраста близка к завершению, хотел бы остаться в памяти потомков тем, кто надежно защитил страну от внешних угроз. Проблема для него в том, что задача может стать еще более нерешаемой, чем попытки перевести арабо-израильский конфликт в вялотекущий формат. «Хезболла» куда сильнее ХАМАС. К тому же прежний опыт боев в Ливане для Израиля не самый успешный. Первая ливанская война 1982 года завершилась созданием «зоны безопасности» на юге страны, произраильского правительства, возглавляемого ливанскими христианами. Оно просуществовало 18 лет и с выводом израильских войск исчезло, доказав свою недееспособность. Вторая ливанская война 2006 года оказалась в плане достигнутых долгосрочных целей еще более неудачной для Израиля. Разгромить «Хезболлу» не удалось, зато впервые за десятилетия в мире появились сомнения в непобедимости израильской армии. Сейчас – третья попытка Израиля обезопасить себя от ударов из Ливана. Окажется ли она наперекор всему успешной, станет ясно скоро.
комментарии(0)