Фото сайта Государственной думы / duma.gov.ru
Председатель Госдумы Вячеслав Володин на днях прокомментировал последние инициативы депутатов по вопросам демографии и семьи. Спикер прежде всего остановился на недавно подготовленном законопроекте об административных штрафах за пропаганду отказа от деторождения среди несовершеннолетних. «Никто не собирается вмешиваться в личную жизнь, каким-то образом давить на человека», – подчеркнул он. Речь идет, по его словам, только о ситуациях, когда соцсети наводняются пропагандистскими картинками и роликами. «Необходимо бороться с теми течениями из-за рубежа, когда людям пытаются вбить в мозги, что домашняя зверюшка лучше, чем ребенок», – пояснил Володин.
В то же время председатель Госдумы призвал не впадать в крайности. «Звучат разные предложения, которые пугают общество. Не считаю правильным их обсуждать и, более того, постоянно говорю коллегам-депутатам: «Вы вначале подумайте, прежде чем озвучивать инициативу». Если депутат начинает говорить о введении налогов за бездетность, о других такого рода инициативах... Мы точно не будем их рассматривать, и не надо пугать общество», – заявил Володин. Имеются в виду недавние слова депутата Андрея Гурулева, который выступил за налог на бездетность.
Стало быть, предлагая штрафовать за популяризацию бездетности, народные избранники общество не пугают? Возможно, так и есть. Вот и социологи агентства «Вебер» говорят, что половина россиян вроде бы поддерживает запрет на пропаганду чайлдфри. Но примечательно, какую активную разъяснительную работу развернули законодатели – как будто чувствуют, что ступили на тонкий лед. В многочисленных комментариях парламентарии заверяют: никто не посягает на право граждан не иметь детей, нужно только бороться с навязыванием деструктивной западной идеологии чайлдфри.
Дело в том, что в нынешнем тексте законопроекта нет никакого «чайлдфри». А есть расплывчатое понятие «отказ от деторождения», под которое может попасть огромное количество жизненных ситуаций, что не может не вызвать опасений.
Когда речь идет о запрете пропаганды ЛГБТ (движение признано в РФ экстремистским и запрещено), у власти для общества есть яркий, понятный и беспроигрышный образ того, что, собственно, запрещают – это гей-парады. Но когда мы говорим о бездетности как выборе, сама собой возникает куда более сложная, неоднозначная картинка, не вызывающая однозначного отторжения. И это не чайлдфри, детоненавистники и прочие фрики из статпогрешности, про которых большинство россиян знать ничего не знает. Скорее это стремящаяся получить образование, построить карьеру, заработать, просто «встать на ноги» женщина. Причем решение «не рожать» чаще рассматривается ею как временное. Похоже, публично аргументировать свой выбор, если законопроект примут, для нее может стать опасно.
Депутаты еще будут уточнять формулировки, наверняка как минимум выведут из-под действия запретительных норм монахов, огромный пласт религиозной культуры. Но дальше, когда закон уже примут, по аналогии с ЛГБТ некое международное движение «Чайлдфри» может быть объявлено экстремистским и запрещено. И тогда нарушителям будет грозить уже уголовное преследование.
Идея налога на бездетность, конечно, не лучше. Но если поставить вопрос по-другому, не бить бездетных по кошельку, не пугать неопределенными запретами, а позволить родителям, например, сэкономить на налогах – он зазвучит намного конструктивнее. Налоговый вычет на детей для малоимущих и сейчас существует – от 1,4 до 12 тыс. руб. на ребенка. Как представляется, здесь есть что обсуждать, никого не напугав. А запрет пропаганды бездетности из-за своей размытости и репрессивного потенциала может оказаться чувствительным.