На фото главный муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Фото сайта dumrf.ru
В Духовном управлении мусульман (ДУМ) РФ разъясняют смысл фетвы о разрешении многоженства. Об этой новации со стороны религиозной организации узнали в минувший четверг. Само богословское заключение было вынесено 17 декабря Советом улемов, то есть знатоков исламской догматики. 21 декабря председатель объединения муфтий Равиль Гайнутдин выступил с пояснениями, потому что новость вызвала массу эмоций и критики. Прежде всего высказаны сомнения, что многобрачие по исламским законам хоть в какой-то степени соответствует гражданскому законодательству РФ.
«Совет улемов считает возможным заключение мужчиной, уже состоящим в браке, никаха (религиозного брачного союза) с другой женщиной. Например, в следующих случаях: неспособность супруги к деторождению по состоянию здоровья, в связи с окончанием репродуктивного возраста или иными объективными причинами; нежелание супруги рожать детей; желание мужчины оказать социальную и материальную поддержку одинокой женщине и ее детям; сексуальная несовместимость супругов», – говорится в фетве. При этом женщин предупреждают, что государство полигамные браки не признает.
Объясняя «сюрприз» мусульман к завершению 2024-го, объявленного Годом семьи, Гайнутдин сказал, что фетва – ответ на запросы многочисленных женщин, которые стали жертвами обмана со стороны мужчин. Муфтий привел еще один серьезный аргумент: вдовам погибших на СВО нужна опека, и по мусульманскому обычаю эту задачу берет на себя брат павшего воина. Глава ДУМ РФ также отдельно подчеркнул, что фетва не противоречит гражданскому законодательству РФ. Он заверил, что вторые-третьи жены не будут обращаться к государству за пособиями на своих детей.
Именно эти опасения – что женщины будут формально считаться матерями-одиночками и станут бременем для системы соцобеспечения – приводили критики мусульманского нововведения. Также высказывались опасения, что фетва о многоженстве будет шагом к навязыванию в России элементов шариатского права. Ведь попытки внедрить шариат в РФ предпринимались и ранее. В Египте и подобных странах шариат приспособили к гражданскому праву. Но в этих случаях речь идет о государствах с явным преобладанием мусульман. А в России большинство населения соотносит себя с православным христианством. По крайней мере так говорят.
Первыми в «бой» с ДУМ РФ вступили те же самые публицисты, которые активно участвуют в антимигрантской кампании. Причем они близки к позиции РПЦ, и их установки подкреплены неоднократными заявлениями патриарха Кирилла, что приезжие с чуждой культурой могут заместить христианское большинство. Спор о многоженстве происходит после еще не утихших заявлений представителей ДУМ РФ, что Россия – преемник не только Древней Руси, но и Золотой Орды.
Фетва о многоженстве в очередной раз вынесла на поверхность целый ворох сложных вопросов, связанных с установкой на традиционные духовные ценности. Официальные заявления на тему защиты традиционной семьи связывают ее с религиозными устоями, а эти устои в разных религиях подчас разнятся. Многоженство – яркий пример, но ведь и по отношению к христианству приходится иногда делать исключения. Так было при обсуждении закона о запрете пропаганды бездетности, когда по личной просьбе патриарха Кирилла из-под ответственности вывели обсуждение монашества.
Характерно, что в случае с исламской клерикализацией околоцерковные активисты аргументирует свое неприятие исламской инициативы опасениями за светский характер государства. Когда что-то в действиях недоминирующих религиозных общин вызывает неприятие у самозваных выразителей воли большинства, они всегда вспоминают, что точкой сборки гражданской нации остаются нормы, сформировавшиеся в советские и постсоветские десятилетия, а не стародавние реалии времен домостроя.