Фото Reuters
Спецпредставитель президента США Кит Келлог заявил, что британская газета The Times, опубликовавшая интервью с ним, исказила его слова. The Times написала, что идея Келлога – поделить Украину на зоны ответственности, «как Берлин после Второй мировой войны». «Зона ответственности» британцев и французов была бы к западу от Днепра. Россия, согласно этому плану, «отвечала» бы за те новые территории, которые вошли в ее состав (и которые Киев не соглашается признать российскими). Между российской и франко-британской «областями» разместили бы украинские войска, отделив их от сил РФ демилитаризованной зоной, по сути – полосой шириной в 18 миль.
Келлог утверждает, что про раздел Украины он не говорил. В соцсети Х он написал, что имел в виду «силы стабилизации ситуации (resiliency forces) после прекращения огня» и «зоны ответственности для союзных сил». Под союзными силами подразумеваются европейцы, американцы своих военных отправлять в Украину не собираются.
Агентство Reuters со ссылкой на свои источники, включая двух американских чиновников, сообщило, что еще до публикации интервью в The Times Келлог на специальном совещании у президента Дональда Трампа спорил с другим спецпосланником Стивом Уиткоффом. Тот высказал мнение, что самый быстрый способ прекращения огня между Россией и Украиной – это признать российскими Донецкую, Луганскую, Запорожскую и Херсонскую области. Еще в марте Уиткофф говорил об этом же в интервью Такеру Карлсону. Он ссылался на то, что на территориях, уже официально принятых в состав РФ, прошли референдумы, что их население – русскоязычное. Келлог же, по сведениям источников Reuters, возражал Уиткоффу и заявлял, что Киев готов на переговоры по этим территориям, но никогда не согласится полностью уступить их России. Трамп, как сообщается, никаких решений по итогам совещания не принял. Уиткофф после этого отправился в Санкт-Петербург на встречу с Владимиром Путиным, а Келлогу вскоре пришлось объяснять, что британская газета не так поняла его слова про зоны ответственности.
Происходящее напоминает ситуацию с оптимистом, пессимистом и стаканом, который то ли наполовину полон, то ли наполовину пуст. Здесь можно увидеть и динамику, и застой: с одной стороны, совещания проходят, встречи организуются, планами американские чиновники делятся, но с другой – перемирия нет, вооруженные действия продолжаются, стороны обвиняют друг друга в нежелании искать компромисс, а у США нет четкой стратегии. Часть республиканцев подозревает Уиткоффа в том, что он слишком сблизился с Москвой. Но в том же самом можно упрекнуть и Келлога: он кажется избыточно «проукраинским». Вероятно, так оно и задумывалось, и Трампу было нужно, чтобы два человека, которым он доверял, полно и даже, может быть, немного пристрастно доводили до него две точки зрения – Москвы и Киева.
Так или иначе, Стив Уиткофф, если верить сообщениям Reuters, говорит о главном. Если не решить вопрос с признанием новых российских территорий, конфликт не завершить. Любое прекращение огня не просто будет временным – его не станут соблюдать, поскольку и Москва, и Киев считают территории своими. Украина не сможет вернуть под свой контроль эти четыре области военным путем, какую бы западную помощь она ни получила. Киев может лишь оттягивать завершение конфликта «на земле» – не в свою пользу.
Компромисс – это формула согласия Киева с неизбежным: он не вернет себе территории. Осталось найти приемлемые слова, чтобы это признать. План Келлога – один из вариантов такой формулы. А задачей Уиткоффа, видимо, станет убедить Москву в том, что ее не обманывают, что это не заморозка конфликта до перевооружения Украины, что новым территориям никто не станет угрожать.