Фото Reuters
Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил, что его страна не собирается размещать в Украине своих военных. Ранее на то, что польский контингент может стать частью европейских «сил сдерживания», намекнул спецпредставитель президента США Кит Келлог. По словам Сикорского, Келлог мог неверно интерпретировать намерения Варшавы: ее участие в миротворческой операции не предполагает отправку солдат. «Перестаньте заниматься манипуляциями!» – призвал министр в соцсети X.
До Сикорского о том, что польских военных в Украине не будет, заявил министр обороны страны Владислав Косиняк-Камыш. Оппозиция – в том числе в лице бывшей правящей партии «Закон и справедливость» (ЗиС) – атакует правительство Дональда Туска, обвиняет его во лжи, ссылается на высказывания американцев и утверждает, что дыма без огня не бывает. 18 мая в Польше пройдут президентские выборы, и отправка войск – один из свежих сюжетов избирательной кампании. По опросам лидирует кандидат от правящей «Гражданской платформы» (ГП) Рафал Тшасковский, но, по всей видимости, второго тура (он запланирован на 1 июня) не избежать. И весьма вероятно, что оппозиция раскрутит тему польского участия в «силах сдерживания».
Начиная с весны 2022 года Варшава чуть ли не активнее всех поддерживала Киев. Польша была и остается одним из главных инициаторов и активаторов антироссийских санкций. Однако за три года контекст поменялся. Украинцы, переехавшие в Польшу и претендующие на социальные льготы, стали вызывать раздражение у местных жителей, опросы стабильно это демонстрируют. Между Варшавой и Киевом не раз вспыхивал огонь взаимных претензий, в том числе политико-исторического характера. В Польше сменилась власть, и вот уже оппозиционная ЗиС обвиняет «Гражданскую платформу» в готовности рискнуть жизнью польских солдат. Издание Gazeta Wyborcza, которому идейно ближе ГП, при этом напоминает ЗиС, что их правительство еще в 2022 году отправляло в Украину саперов.
Кто победит на выборах в Польше – отдельная тема. Но развитие предвыборных сюжетов – плохие новости для Киева. Политический нарратив о «российской угрозе», необходимости вооружаться и поддерживать украинцев работает не так хорошо, как естественный страх, нежелание вовлечься в вооруженный конфликт, причем не в Азии, не на Ближнем Востоке, а в Европе. Выборы – хорошая проверка общественных настроений. Если лидер ЗиС Ярослав Качиньский, популист с огромным опытом, пугает поляков отправкой войск и утверждает, что только кандидат от его партии этого не допустит, то можно смело утверждать, что опасения реальны.
Это касается не только Польши, но и других европейских стран. Есть ощущение, что Великобритания и государства ЕС хотят сохранить лицо, остаться частью процесса, поэтому и не смягчают риторику, декларируют готовность участвовать в любых инициативах. Но отправляться в Украину едва ли кто-то рвется, политически продать эту идею гражданам будет сложнее, чем участие в иракской или афганской операциях.
Европейцам гораздо проще поставлять Киеву оружие, чтобы украинцы использовали его сами. Но и здесь важно сделать оговорку: было проще. Президент Франции Эмманюэль Макрон заявил на этой неделе, что его страна «уже отдала Украине все, что могла», и не в состоянии наращивать поставки вооружений. Нехватка ресурсов – одно из измерений той самой «усталости от конфликта», о которой говорят уже больше года. Другое измерение можно наблюдать, когда оказывается, что общество может быть готово к воинственной риторике, но не к непосредственному участию в процессе милитаризации. Длительный конфликт заставляет об этом задумываться, а политиков – реагировать.