Фото Reuters
Уже три года, как Украинская православная церковь (УПЦ) находится между небом и землей. Весной 2022 года она объявила о независимости от Московского патриархата, но до сих пор заветное слово «автокефалия» не звучало. Накануне 27 мая, в третью годовщину Собора, где епископы УПЦ объявили о разрыве с Москвой и изменили церковный устав, кое-кто ожидал, что митрополит Киевский Онуфрий (Березовский) все же объявит об автокефалии.
В Киеве собрали иерархов в том же самом монастыре, где проходил пресловутый Собор. Митрополит выступил с обращением к верующим. «Собор четко заявил о стремлении нашей церкви к полной канонической независимости, – сказал Березовский, вспоминая 2022 год. – И на данный момент мы уже имеем все атрибуты такой независимости». Но слово «автокефалия» не прозвучало и в этом выступлении. Глава УПЦ только сказал о надеждах на то, «что вся семья автокефальных поместных церквей морально поддержит» украинцев, одобрит их «каноническую независимость и отметит ее надлежащим отличительным знаком».
Однако за прошедшие три года ни одна церковь не назвала УПЦ автокефальной, потому что не может этого сделать. Согласно церковным канонам, только «материнская» церковь отпускает на волю подчиненную себе митрополию, если по каким-то причинам нужно вывести ее в разряд поместных церквей. Московский патриархат этого делать не собирается. В РПЦ не считают Украину достаточно отличной от России нацией, чтобы придавать ее православной митрополии поместный статус. А без соответствующей канонической процедуры другие патриархаты не сделают этого, пренебрегая мнением РПЦ.
Бывали случаи, когда церкви отпускали свои «дочерние» епархии, а другие юрисдикции не признавали этого. В XX–XXI веках так происходило с общинами в США и на Балканах. Система поместных церквей сложна и уязвима, никто не хочет создавать прецедент для парада церковных суверенитетов. Алчущих автокефалии национальных епархий немало. Тем более не может случиться такого, чтобы «материнская» церковь не отпускала подчиненную себе митрополию, а другие иерархии своевольно признали сепаратистов.
УПЦ оказалась в безвыходном положении. На нее давит украинское государство, перекладывающее на церковь ответственность за свою вражду к государству российскому. Приняты соответствующие законы Верховной радой. Власти планируют в ближайшее время ликвидировать Киевскую митрополию, которая раньше подчинялась Москве. Теперь митрополия не подчиняется РПЦ, но власти в Киеве этому не верят. По словам депутатов Верховной рады, чиновники опираются на заявления руководства Московского патриархата, которое не признает даже той самостоятельности, что объявила УПЦ. Церковь оказалась заложницей патовой ситуации, в которой находятся народы двух государств, разделяющие общую веру, но расколотые по политическим причинам.
В тот же день, 27 мая, но по другому поводу в Москве патриарх Кирилл упомянул так называемое сергианство, когда при Сталине РПЦ пошла на соглашение с режимом. «Митрополит Сергий и тогдашнее духовенство – они ведь не просто помнили репрессии, многие только освободились из лагерей и тюрем. Казалось бы, чего уж печалиться о власти? Может быть, другая власть придет, и жизнь наладится? Но не было в то время «ждунов», тех, кто ждал смены власти», – сказал глава РПЦ.
Тесная зависимость церквей от властей предержащих, если отталкиваться от средневековой доктрины «двух мечей» и исторического опыта, притупляет «меч духовный», если он находит на камень «монаршей» воли. Но вряд ли в Московском патриархате посоветовали бы УПЦ последовать примеру Сергия (Страгородского) и пойти на соглашение с режимом, который настроен на полную ликвидацию «промосковской», по убеждению этого режима, церкви.