Коллаж НГ-Online
Редчайший случай в истории – все три страны, принявшие участие в израильско-иранской войне, празднуют победу!
Дональд Трамп заявил, что уничтожил иранскую ядерную программу по обогащению урана и отодвинул на годы способность Тегерана создать ядерное оружие. Администрация США уточнила, что смена режима в Иране не входит в ее непосредственные планы. В Вашингтоне гордятся высокой эффективностью своих ударов, которые привели к перемирию. Помимо этого подчеркивается, что высокая разрушительная сила американских ударов оказалась достаточной, чтобы считать задачу выполненной, а это, в свою очередь, не позволило втянуть Армию США в долгосрочный конфликт на чужой территории. И, наконец, говорится, что нынешний успешный удар даст возможность США преодолеть последствия имиджевой катастрофы, когда американцы под натиском афганской оппозиции в панике покидали Кабул.
Израиль считает свои удары победным продолжением зачистки пространства вокруг себя от крайне враждебных сил: ХАМАС, «Хезболла», приграничные районы Сирии и сейчас – Иран. Подавив противовоздушную оборону противника, авиация Израиля наносила удары без сопротивления по объектам, связанным с производством баллистических ракет и авиацией. Помимо этого уничтожены 24 ученых-атомщика и несколько ключевых генералов.
В Иране убито более 1000 человек, ранено более 4400. Израиль потерял 29 человек убитыми и более 1200 ранеными. (Перед началом войны израильтяне допускали потери убитыми до 8000 человек.)
Тегеран гордится тем, что американцы предложили перемирие сразу после иранской ракетной атаки на американскую военную базу в Катаре. Правда, некоторые источники утверждают, что Иран заранее предупредил американцев о готовящихся ударах по их базам, так что все 19 ракет были перехвачены и не нанесли ущерба ни Катару, ни авиабазе США. Более того, США тут же заявили, что отвечать не будут, поскольку понимают необходимость для Тегерана «сохранить лицо».
Любопытна информация американских СМИ о мерах предосторожности, предпринятых Ираном перед войной, – за границу были перевезены некоторые из самых ценных активов.
После того как Израиль стал нацеливаться на энергетическую инфраструктуру, Иран начал передавать большое количество хранящейся сырой нефти в Азию. По состоянию на 22 июня количество хранящейся сырой нефти на острове Харг – главном пункте экспорта нефти Ирана – сократилось, в то время как объемы иранской нефти, хранящейся вблизи Сингапура и Китая, увеличились. Примерно 5 млн барр., вероятно, переданные за границу, стоили около 375 млн долл. при преобладавших тогда ценах на нефть.
Те же источники сообщали, что Иран в целях безопасности перегнал по меньшей мере четыре гражданских самолета в столицу Омана Маскат. Один из самолетов – президентский Airbus A340, который, согласно трекерам полетов, приземлился в Маскате 18 июня.
Арабские чиновники удивились, узнав, что в самолетах не было пассажиров. По их словам, в самолетах перевозились наличные деньги и другие активы. Иранцам не разрешили все это выгружать из-за санкций. Сами самолеты также были ценны в качестве резервного ресурса для высших должностных лиц.
Некоторые специалисты убеждены, что Иран может возобновить свою ядерную программу, используя оставшиеся подземные объекты и запасы урана. Глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси рассказал, что агентство утратило контроль за более чем 400 кг урана, обогащенного до 60%. Агентство не исключает, что материал могли переместить незадолго до атак. И теперь ликующий на улицах страны иранский народ празднует победу и славит мудрость своих руководителей!
Президент Ирана Масуд Пезешкиан на фоне национального ликования старался свести к минимуму любую перспективу разрыва отношений со странами Персидского залива. Он сказал эмиру Катара, что иранский ракетный шквал «не должен быть истолкован как противостояние между Исламской Республикой Иран и ее дружественным, братским соседом Катаром».
12-дневная война не решила коренных проблем региона. Сорванные атакой ХАМАС на Израиль 7 октября «Авраамовы соглашения» между Израилем и Саудовской Аравией пока никто актуализировать не собирается. А без таких соглашений прочный мир невозможен. Саудовцы хотят внятного политического решения в Газе. Израиль видит это решение по-своему. Именно сюда будет перенаправлено внимание израильских военных после Ирана.
Страны Персидского залива в очередной раз убедились в том, что Биньямин Нетаньяху видит проблемы региональной безопасности исключительно через призму своих национальных интересов. А также собственных ощущений рисков для этих интересов. Что, безусловно, не добавляет доверия, зато сулит резкий рост милитаризации региональных бюджетов. Да и у США, если честно, нет разработанной дорожной карты по установлению прочного и долгосрочного мира. Все слишком спонтанно, ситуативно, а потому и непредсказуемо…