0
4644
Газета От редакции Интернет-версия

11.09.2025 19:03:00

Новая ячейка по воспитанию патриотов – театр

В России разрабатывают новую Концепцию развития театрального дела

Тэги: стд, культура, театр


стд, культура, театр Фото из официального сообщества Союза театральных деятелей России в социальной сети

В конце августа Союз театральных деятелей России (СТД) провел в Красноярске Сибирский театральный форум. Там было объявлено о приоритетной задаче для сообщества – сформировать Концепцию развития театрального дела России до 2035 года. Обсуждению и формированию этого документа будут посвящены слеты СТД в Грозном (18–20 сентября), в Рязани (17–19 ноября), а также мероприятия, которые пройдут в 2026 году еще в семи федеральных округах РФ. Предполагается, что финальный вариант концепции будет принят на всероссийском форуме СТД в Москве.

Уже существуют основные тезисы этого документа. Условно, они связаны с тремя большими задачами: воспитательными задачами театра, улучшением материально-технической базы и популяризацией театра. К первой относятся сохранение единого культурного пространства, культурного наследия народов Российской Федерации и его использование для сплочения общества и воспитания молодежи, создание форм и методов создания гармонично развитой личности, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности, увеличение количества произведений, направленных на патриотическое воспитание, популяризацию военных традиций. Ко второй – обновление инфраструктуры, создание конкурентоспособного сценического оборудования, поддержка кадрового потенциала. Наконец, к третьей – расширение доступа к театральному искусству, в том числе незащищенных слоев общества, участников боевых действий и их семей, повышение уровня удовлетворенности граждан работой государственных и муниципальных театров, повышение роли Российской Федерации в мировом культурном пространстве и продвижение российского театра за рубежом.

Обращает на себя внимание такая задача, как формирование единых принципов и критериев репертуара театров, включающих индикаторы качественных показателей оценки постановок. Если раньше ценились театры с «лица необщим выраженьем», то сейчас будто бы наоборот – все должны быть под одну гребенку.

Интересно, что аналогичный документ уже готовился при прошлом руководстве СТД – тогда им руководил Александр Калягин. В 2020 году был написан Проект концепции развития театрального дела в России до 2030 года, он обсуждался, но принят не был. В рабочую группу входили авторитетные специалисты, и сам документ, и его положения были взвешенными и отражали все боли театральной сферы того времени. И нехватку оборудования, и нехватку специалистов, и нехватку самого театрального предложения в удаленных от Центра городах, которую собирались преодолевать и путем наращивания театральных образований, и путем гастролей. Затрагивала концепция вопросы национальных театров, юридические нюансы, ставила проблему профессионального образования, поднимала вопросы законодательства, главным из которых был перевод театра из сферы услуг в сферу создания духовных ценностей.

И в новой разработке многие из этих проблем обозначены. Но все они находятся во вторых строках. Разработку этих двух документов разделяет всего пять лет, но жизнь изменялась с такой интенсивностью, что эти годы кажутся пропастью. Концепция, разработанная при Калягине, ориентируется на улучшение театральной инфраструктуры, разнообразие театральных форм и на создание максимально комфортных условий для функционирования театра. Концепция, которая разрабатывается при нынешнем главе СТД Владимире Машкове, которую примут в 2026 году, ориентируется на идеологические вопросы. Новое время диктует новые условия, в том числе – или даже в первую очередь – в сфере культуры как области, которая действительно может влиять на общество. Театр становится местом, где воспитывается не человек, но в первую очередь – гражданин. 


Читайте также


Над шутками во лжи

Над шутками во лжи

Владимир Дудин

Опера Верди "Риголетто" пополнила репертуар Нижегородского театра оперы и балета

0
1009
Трагикомедия власти, хаоса и виртуальной реальности в Театре имени Пушкина

Трагикомедия власти, хаоса и виртуальной реальности в Театре имени Пушкина

Дарья Михельсон

Вся грязь земли

0
2355
Вечная русская зима

Вечная русская зима

Елизавета Авдошина

Андрей Прикотенко поставил роман "Анна Каренина" на главной драматической сцене страны

0
3151
Ксения Рыжкова: "В балете не может быть карикатуры, иначе в происходящее сложно поверить"

Ксения Рыжкова: "В балете не может быть карикатуры, иначе в происходящее сложно поверить"

Виктор Александров

Художественный руководитель балетной труппы Севастопольского оперного театра – о новом для себя опыте

0
2745

Другие новости