Фото Reuters
В этом месяце Сирия встретила первую годовщину падения режима Башара Асада, которое произошло под 12-дневным натиском исламистских группировок. За этот период временная администрация, возглавляемая бывшим полевым командиром Ахмедом аш-Шараа, официально дала старт процессу политического транзита, сформировала временную правовую базу и смогла заручиться поддержкой крупных международных игроков в регионе и за его пределами. Однако власти все равно сталкиваются с крупными системными проблемами.
Делая первые шаги в сфере государственного строительства, администрация аш-Шараа продемонстрировала слабость и неопытность в управлении страной и работе по разрешению внутренних кризисов. За прошедший год ряд районов Сирии столкнулся с масштабным межобщинным насилием, в том числе по вине сторонников аш-Шараа. Отсутствие безопасности чувствуют на себе алавиты, проживающие в прибрежных районах Сирии, друзы, компактно населяющие юг, а также курды, контролирующие северо-восточные провинции.
Диалог Дамаска с территориями, существующими автономно, не принес результатов. Курдские командиры, как и некоторые духовные лидеры друзов, по-прежнему настороженно относятся к интеграции в органы власти. Что касается проблем в сфере безопасности, то их основным источником остаются бывшие боевики, некогда сражавшиеся бок о бок с аш-Шараа и отказавшиеся полностью подчиниться центру. Это проиллюстрировал инцидент с недавним убийством американских военных, ставших жертвой нападения сотрудника сирийского МВД.
Переговоры с Израилем, которых от Сирии требовала администрация президента Дональда Трампа, пока не привели к заключению долгожданного соглашения в сфере безопасности. Именно оно должно было стать фундаментом для разрядки между двумя соседями, формально находящимися в состоянии войны, и дать импульс развитию американо-сирийских отношений.
Послевоенная экономика также не показывает успехов. С момента свержения Асада власти Сирии смогли привлечь 28 млрд долл. иностранных инвестиций и выйти из-под значительной части западных санкций. Но, как дал понять в одном из заявлений сирийский лидер, пока это только начало «пути к возрождению» и необходима большая работа.
В преодолении кризиса сирийские власти ищут и российской помощи. Так, за месяц до своего октябрьского визита в Москву аш-Шараа заявлял, что готов сохранить с российской стороной весь спектр контактов, который существовал в эпоху Асада. «У Сирии в прошлом были связи в сфере энергетики, продовольствия, оружия – многочисленные связи с Россией, которые мы унаследовали. Их необходимо сохранять и поддерживать в спокойном режиме», – отметил сирийский президент.
Сирийская сторона интересуется помощью России в подготовке своих сил безопасности. Кроме того, от российских военных ожидают возобновления патрулирования на юге Сирии, где тлеют межобщинные конфликты, а Израиль продолжает сухопутные и воздушные рейды против радикальных группировок.
Спустя год после прихода к власти временная администрация в Дамаске не испытывает дефицита международной поддержки. Главная ее проблема – это сама Сирия. У правительства аш-Шараа нет опыта в сфере государственного управления, потому что его представители – это выходцы из террористического подполья, которые привыкли разрешать конфликтные ситуации при помощи оружия. У них нет четких подходов к институционализации власти в параметрах, одобряемых международным сообществом.
Пока переходному режиму нечего предложить в плане государственного строительства, Сирию будут потрясать внутренние кризисы, а центральные власти будут сталкиваться с постоянной угрозой переворота. Так что правительству в Дамаске имеет смысл сдержанно относиться к первым итогам своего правления. n




