Фото Reuters
Исполнился ровно месяц с того момента, как антиправительственные протесты в Иране, начавшиеся с экономических требований, были жестко подавлены местными органами безопасности. В течение этого времени президент США Дональд Трамп выступал с противоречивыми заявлениями в адрес Тегерана, то обещая провести против него полномасштабную военную операцию в отместку за убийство демонстрантов, то предлагая иранскому руководству заключить всеобъемлющее соглашение, которое бы разрешило коренные противоречия между странами. Как итог – на минувшей неделе делегации США и Ирана провели в Омане непрямые консультации впервые с 12-дневной войны 2025 года. Но опасность конфликта встреча не развеяла. На Ближнем Востоке по-прежнему находится авианосная ударная группа США во главе с авианосцем USS Abraham Lincoln, который 7 февраля посетили участники оманских переговоров со стороны США – спецпосланник Стивен Уиткофф, глава американского Центрального командования адмирал Брэд Купер и зять президента США Джаред Кушнер.
Основными сторонниками проведения оманских переговоров были страны Персидского залива, которые опасаются, что возможные боевые действия затронут их территорию. Там расположены крупные американские военные базы, и их Иран считает своей законной целью в случае вооруженной конфронтации с США. Вместе с тем аравийские государства не исключают, что попытка сменить режим в Тегеране приведет к обратному эффекту, и к власти в какой-то момент придут более радикально настроенные деятели, чем нынешнее руководство во главе с верховным лидером Али Хаменеи. Отдельный контраргумент стран Персидского залива – это возможное нарушение баланса сил. Если иранская политическая система потерпит крах, то растущая военная активность Израиля на Ближнем Востоке больше не будет иметь ощутимого противовеса. Именно ее аравийские государства в последнее время стали считать самой значимой опасностью в регионе.
Главный игрок, заинтересованный в нападении на Иран, – это израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху, который в течение последнего года пытался уговорить США на повторение ударов по модели «Полуночного молота». Это операция, в рамках которой Вашингтон в ночь на 22 июня 2025 года присоединился к израильским ударам по Ирану и совершил серию бомбардировок его ядерных объектов. Еврейское государство утверждает, что Исламская Республика находится в самом уязвимом положении с момента своего основания и сейчас самое подходящее время для нападения. Кроме того, в последние недели израильские официальные лица пытались довести до сведения Вашингтона, что иранская программа баллистических ракет по-прежнему представляет собой экзистенциальную угрозу, как и поддержка Тегераном лояльных военизированных формирований на Ближнем Востоке. И любая сделка с Ираном должна полностью ограничить его военные возможности, свидетельствуют доводы израильтян.
Больше всего правительство Нетаньяху боится заключения между Вашингтоном и Тегераном такой сделки, которая приведет к ослаблению западного санкционного режима на выгодных Ирану условиях. По этим опасениям, отмена запретительных мер позволит Тегерану возобновить экспорт нефти и газа, ослабить давление на национальную экономику и снизить уровень общественного недовольства. А это вернет иранскую систему на путь стабильности. Допустить такой сценарий израильское руководство не может. Поэтому, как утверждают источники The Jerusalem Post, власти еврейского государства предупредили Вашингтон, что могут нанести удар по Тегерану самостоятельно. В такой ситуации у США не останется иного выбора, кроме как снова поддержать военную кампанию своего союзника – со всеми вытекающими последствиями.
