0
2739
Газета Образование Интернет-версия

15.11.2001 00:00:00

Что не поделили вуз и академия?

Тэги: вуз, академия, битва


Борис Бим-Бад (Университет Российской академии образования)

- Борис Михайлович, кто является учредителем вашего университета?

- Государство. Российская академия образования - посредник.

- Каков статус вашего учебного заведения?

- Когда руководство академии решило реорганизовать Институт переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров (ИППК), руководителем которого я в то время был, в Университет Российской академии образования не было закона, регламентирующего этот процесс. Не было и нормативной базы. Когда мы принесли устав в Регистрационную палату, нас спросили: "Вы - государственное учреждение или нет?" Мы честно ответили: "Не знаем!" Нам предложили до поры побыть негосударственным учебным заведением. Мы согласились. Так и числились, до тех пор пока проверка в лице Государственной счетной палаты не велела нам прекратить разбазаривать государственные средства, ведь здание было в федеральной собственности. И арбитражный суд признал государственный статус университета. Мы наследники ИППК, а он являлся государственным учреждением. Кроме того, мы имеем право оперативного управления на переданную нам федеральную собственность, которым в нашей стране обладают только государственные организации и учреждения.

- Как я понимаю, сегодняшний УРАО - результат слияния двух структур: РОУ (Российского открытого университета) и УРАО (реформированного из ИППК)?

- Да, и это слияние объединило студентов (у РОУ было несколько филиалов по всей стране) и высококвалифицированных преподавателей, которых дал ИППК.

- Очевидно, сразу пошли большие деньги. Куда же они делись?

- Это были не такие уж большие деньги. Стоимость обучения была минимальной - 3 рубля в год. Кроме того, в наследство от ИППК нам досталось разрушающееся здание, признанное памятником архитектуры. Мы обязаны были делать не просто ремонт, а реставрацию, что стоило огромных денег. Именно это здание находится в нашем оперативном управлении, о чем имеются соответствующие документы. Кроме того, университет приобрел в свою собственность еще один учебный корпус, в ремонт которого также пришлось вложить деньги. Еще мы создали Фонд помощи РАО, куда передавали часть университетских средств.

- Против чего или кого борется сегодня академия?

- Против меня, за то, чтобы овладеть нашими счетами. Они хотят поставить сюда своего человека и получить доступ к финансовым потокам. Для начала меня попытались уволить, но суд подтвердил мои ректорские полномочия. Затем в жалобе Министерству образования академия пыталась обвинить меня в "развале" учебного процесса. Представительная комиссия провела в феврале этого года комплексную проверку университета, которая опровергла выдвинутые обвинения, и все наши образовательные лицензии были подтверждены Министерством образования.

- Что будет с университетом, если вы признаете факт своего увольнения?

- Он будет разрушен. Они создадут какую-нибудь новую структуру.

Владимир Борисенков (Российская академия образования)

- Владимир Пантелеймонович, кто является учредителем Университета Российской академии образования?

- У университета один учредитель - РАО. Заметьте: он так и называется - Университет российской академии образования.

- Каков статус этого учебного заведения?

- С 1995 года университет действует как негосударственное образовательное учреждение. Статус негосударственного образовательного учреждения был закреплен за университетом по предложению ректора университета Б.М. Бим-Бада соответствующим решением президиума РАО. Вплоть до 2001-го руководство УРАО ни разу не ставило под сомнение организационно-правовую форму университета как негосударственного учреждения. Лишь после увольнения, как нам представляется, на совершенно законных основаниях ректора Б.М. Бим-Бада представитель университета РАО обратился с иском к Российской академии образования о признании частично недействительным устава УРАО. Решением арбитражного суда от 20 сентября исковые требования были удовлетворены. При этом не был принят во внимание полученный по запросу РАО в Минобразования ответ за подписью первого заместителя министра В.М. Жураковского, в котором разъяснялось, что университет РАО не обладает двумя основными признаками государственного учреждения: наличием государственной собственности, переданной ему в управление, и бюджетного финансирования.

- Почему сегодня Борис Бим-Бад настаивает на государственном статусе Университета Российской академии образования?

- Очевидно, в свое время вдоволь попользовавшись возможностями негосударственного вуза (я имею в виду сбор платы со студентов за обучение в вузе) и чувствуя грядущие изменения, в том числе связанные с демографическим спадом, он решил повесить на шею государству дополнительную вериги.

- Получала ли академия финансовую помощь от университета?

- Университет уже в течение ряда лет бесплатно пользуется зданием по адресу Большая Полянка, 58, которое находится в реестре государственной собственности, переданной академии в оперативное управление. При этом руководство УРАО отказывается заключить договор аренды на это здание. А также другими помещениями (Погодинская, 8), оплачивая занимаемые площади по самой минимальной ставке.

- Не увеличится ли плата за обучение в университете, если вы ему повысите арендную плату?

- Льготную ставку по оплате мы и установили для того, чтобы это не ударяло по студенческому карману. Поймите, мы не против университета и студентов. Что же касается Б.М. Бим-Бада, то он был уволен еще год назад на законных основаниях. Будучи уволенным, он не допускал вновь назначенного ректора к месту работы, затащил академию в море судов и нанес большой ущерб репутации университета.

- Что будет в первую очередь делать назначенный вами ректор?

- Налаживать порядок в университете, повышать качество учебно-воспитательного процесса, которое на сегодняшний день заметно снизилось. Постараемся разобраться и в том, всегда ли по назначению использовались полученные от студентов средства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1003
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1197
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1644
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1345

Другие новости