0
1312
Газета Образование Интернет-версия

24.01.2002 00:00:00

Школа с мужским характером

Тэги: образование, школа


- Андрей Дмитриевич, как и кому вы преподаете психологию?

- Предмет ведется во всех параллелях, только в начальной школе он имеет больше вид "Человекознания" с некоторым психологическим уклоном. В старших - предмет так и называется "Психология". Это не только теория, а больше практико-ориентированный курс. Словом, то, что пригодится в жизни.

- Детям, наверное, предмет очень нравится?

- Думаю, да. Для меня же в самом начале работы было достаточно трудно развести понятия "учитель психологии" и "психолог". Со временем, конечно, все получилось. А после конкурса, где я давал много показательных уроков, ко мне обратились за помощью многие директора школ, пожелавшие ввести психологию в свои программы.

- Чем вас, кстати, поразили тогда коллеги по цеху?

- Подвижничество есть, представляете! Несмотря на то что учителя, особенно в глубинке, живут просто в страшных условиях. Мои коллеги в малых городах России (знаю по своим друзьям) не имеют поддержки на местах. Местная власть сама решает, каким быть образованию в регионе, порой откровенно мешает, губит светлые идеи на корню. Многие факты я даже не могу рассказать, друзьям от этой правды будет только плохо. В Москве у нас совсем другая картина.

- А что именно делает для вас, учителя, правительство Москвы?

- Посмотрите, в каком уютном классе мы с вами сидим. Москва вкладывает деньги в образование, с этим не поспоришь.

- Может, вашу школу "балуют", потому что вы - в фаворе у московских властей?

- Не знаю... не думаю. Хотя наша школа не совсем обычная. И если глубоко задуматься над этим, то 33 мужчины (кстати, это - треть всех учителей школы) в плохом месте работать не будут. В других школах гоняются за хорошими показателями, у нас этому не придают большого значения. Мы идем по пути адаптивной школы, такой, например, как у Ямбурга. Применяем на практике идею школы самоопределения Тубельского и считаем, что тотальный контроль и вмешательство, часто бестактное, в личное пространство ребенка не способствуют воспитанию свободного человека. А ведь только свободный человек может действительно получать знания. В то же время у нас открыто более 30 кружков и клубов, стремящихся охватить всех детей школы, занять их, увлечь, увести. Вообще в микрорайоне Новокосино проживают 80 тысяч жителей. В школе - 8 тысяч учащихся. Самый большой процент из них - это малообеспеченные, многодетные семьи. Так что школьный контингент - не из легких. Тем не менее у нас много побед. Были лауреатами Международного конкурса авторской школы. Наш проект "Школа-театр" отметили еще в 1994 году.

- У вас и театр есть?

- Не столько театр, сколько идея театра. Это помогает в освоении многих предметов. Каждый класс показывает по спектаклю в год.

- Как, кстати, выглядит практическая часть ваших уроков?

- Учу детей верить в себя. Занимаемся собственными "презентациями", учимся себя "подавать". Я почти ежедневно наблюдаю процесс превращения "гадких утят в лебедей". Вообще, коммуникативная культура личности сегодня - важнейшая дисциплина, без нее "выпускаться" в жизнь просто нельзя.

- Рассмотрим простейшую ситуацию: родители "железной рукой" душат мечту и заставляют своих чад поступать туда, куда душа не лежит. Что делаете в этой ситуации вы?

- Обсуждаю с детьми судьбы известных людей, в биографии которых были подобные ситуации. Это же вечная проблема! Вспоминаем Чехова, которого талант вырвал из медицины, Горина, Высоцкого. Говорим о том, что внутренний огонь все равно не погасить. Судьба так или иначе выведет на линию таланта, призвания, иначе человек просто не будет счастлив. И нет ничего хуже, чем ради денег заниматься нелюбимым делом.

- В каком-то смысле это пропаганда неповиновения родителям?

- Почему же? Я призываю их в тот момент, когда они зависят от родителей материально, прислушаться к требованиям старших. А уже встав на ноги, доказать свою самодостаточность без конфликтов с любимыми людьми.

- А как вы разговариваете с "неправильными родителями"? Я имею в виду тех, кто считает, что "счастье на хлеб не намажешь?"

- Профессионально я не имею права вмешиваться в жизнь семьи и учить людей жить. Могу помочь только в том случае, если ко мне обратятся за профессиональной помощью. А когда ребенок идет ко мне со своей проблемой, задача состоит не в том, чтобы просто указать ему на спасительный выход, а помочь мобилизовать собственные силы для преодоления этого препятствия. В любом случае противопоставлять родителю учителя - упаси Бог! Нет ничего важней и родней, чем семья.

- Какие тревожные тенденции вы замечаете в своих школьниках?

- Страшно это сказать, но наши дети по большей части не нужны своим родителям. Взрослые перестали жить, а всего лишь пытаются выживать. Большинству из них все равно, что происходит вокруг: стараются не замечать ни негатива, ни позитива - сил нет. Заброшенные ими дети всеми средствами и способами стремятся доказать свою нужность, лишь бы заметили. А это уже широкое поле для психологических манипуляций, для наркобаронов и прочей нечисти. Зло, в общем-то, притягательно.

- Как привлечь мужчин к работе в школе?

- Наш мудрый директор организовал для всех учителей бесплатное горячее питание, открыл школьную парикмахерскую и сауну, продумал экскурсионные поездки для коллектива, нашел дополнительные ставки для тех, кто ведет кружки. В школы приходят много учителей-мужчин, а остаются - единицы. Задача проста и заключается всего лишь в том, чтобы педагог захотел остаться...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
249
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
351
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
300
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
353

Другие новости