0
2025
Газета Образование Интернет-версия

14.01.2009 00:00:00

Игра по новым правилам

Вадим Аванесов

Об авторе: Вадим Аванесов - доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала "Педагогические измерения".

Тэги: егэ


В Положении о сдаче единых государственных экзаменов (ЕГЭ) в 2009 году, подписанном министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко, можно выделить три основных вопроса.

Первый вопрос – что надо сдавать выпускникам школ и что им не надо сдавать?

На 2009 год планируется, что выпускники российских школ должны сдавать по формату ЕГЭ всего два экзамена: русский язык и математику. По остальным 11 предметам экзамены сдавать необязательно. Аттестат зрелости можно получить и без сдачи остальных экзаменов. В общем, впервые в восьмилетней истории проведения ЕГЭ у выпускников школ возникает выбор. Это хорошо.

Можно даже не сдавать ни одного экзамена, но закончить при этом школу и поступить для дальнейшей учебы в техникум или в профтехучилище. Для выпускников это хорошо, но для подготовки качественного кадрового потенциала промышленности и транспорта страны это плохо. Потому что новое положение стимулирует приток туда самых слабых выпускников.

Для детей с хорошими руками и со светлыми головами учиться в этих учебных заведениях непрестижно и не видно стимулов. Видимо, в Министерстве образования и науки об этом важном для государства деле не подумали. И это плохо.

Уменьшение в 2009 году числа выпускных экзаменов, по сравнению с 2008 годом, указывает, что тоталитарный, принудительный для всех образ ЕГЭ стал изрядно размываться. А это хорошая новость.

Правда, уменьшение числа обязательных выпускных экзаменов несет в себе противоречие. Иначе говоря, это хорошо и плохо одновременно. Хорошо, что меньше будет трудностей у слабых выпускников, но плохо, что некоторые способные дети могут перестать серьезно и глубоко изучать учебные дисциплины. И таковых может набраться не одна тысяча.

Разрешить отмеченное противоречие можно только вне самого ЕГЭ. А именно – политической волей.

Второй вопрос – об абитуриентах вузов. Для них ситуация заметно другая, скажем прямо, более трудная. Им придется теперь сдавать ЕГЭ по так называемым профильным учебным дисциплинам, которые требуются по правилам приема в вузы. Для этого теперь там будут организованы свои вузовские вступительные экзамены.

Эту новацию также нельзя оценить однозначно. Если говорить конкретно и в деталях, то картина такова. В нарушение недавно принятого закона вместе с ЕГЭ в положении появились вузовские вступительные экзамены (для 24 вузов). Это хорошо для вузов и для вузовских коррупционеров, но плохо для основной массы абитуриентов. Заметно возрастают риски, скажем так, непоступления способных абитуриентов в престижные вузы. И также возрастают риски увеличения фактов коррупции. Это плохо для абитуриентов и для кошельков их родителей.

Третий вопрос – что делать с двоечниками?

Восемь лет проведения «государственного эксперимента ЕГЭ» очень нравились двоечникам. В этот период можно было ограничиться заполнением своей фамилии в экзаменационном бланке. И тем самым обеспечить себе тройку в аттестат. Такое бездарное решение было принято Министерством образования и науки с разрешения Минюста РФ. Ответственность за такое решение еще никто не понес.

Теперь эта лавочка, к счастью для страны, закрывается. К сдаче ЕГЭ допускаются только те, у кого в аттестате нет двоек. Все баллы в аттестате будут представлять собой среднеарифметическое от оценок за 10-й и 11-й классы по каждому предмету (если это пять и четыре, то в аттестат ставится пятерка). Это обстоятельство может побудить детей к усвоению всех школьных учебных дисциплин, а не только тех, которые выносятся на экзамены. Это хорошо.

Но в аттестатах теперь появится много дутых пятерок, что означает продолжение прежней политики дальнейшего обесценивания этого документа. Одновременно это путь к продолжению кризиса в сфере образования. И оценкам аттестата теперь уже можно совсем не верить. А это плохо.

Если обязательные предметы – русский язык и математика – сданы без двоек, то выпускник получит аттестат и свидетельство о сдаче ЕГЭ. Если он не сдаст один из обязательных предметов сразу, то разрешается сделать в текущем году вторую попытку. А если не получится сдать оба обязательных экзамена, то их можно будет сдавать в следующем году. И тем самым получить сертификат ЕГЭ.

Такое решение хорошее. Оно уменьшает вероятность детских попыток суицида при получении плохих оценок по ЕГЭ. Не случайно на Западе подобного рода экзамены называют high-stakes examinations. В общем, это экзамены с повышенной ответственностью для дальнейших судеб экзаменующихся.

При сдаче на двойку необязательного предмета выпускник получит только аттестат зрелости, но поступать по избранной специальности в вуз он не сможет. На первый взгляд это решение кажется справедливым и правильным. Но в действительности это решение несправедливое, оно ошибочно по существу.

Вследствие такого решения министерства ЕГЭ фактически превращается в государственное средство социальной и профессиональной селекции. А это очень плохо.

Во-первых, потому что принудительная селекция такого толка вредна и личности, и государству. Во-вторых, селекция основана на некачественных оценках так называемых КИМов (контрольно-измерительных материалов, или, попросту говоря, – тестов) ЕГЭ, которые уже в силу своей ошибочной конструкции не могут реально выявить самых сильных и самых слабых школьников.

Этот порок ЕГЭ успешно засекречивался восемь лет так называемого «эксперимента по введению ЕГЭ». Но теперь удалось найти факты, которые частично проливают свет и на это обстоятельство.

И теперь главный вопрос: можно ли молча, без качественных дискуссий и научных экспертиз, продолжать с прежней настойчивостью проталкивать столь противоречивый ЕГЭ?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1053
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
542
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3061
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2432

Другие новости