0
2196
Газета Образование Интернет-версия

09.02.2010 00:00:00

Студенты не хотят быть подопытными кроликами

Тэги: вуз, образование, эксперимент


вуз, образование, эксперимент После завершения учебы бакалавру трудно найти работу. Причем такая проблема существует не только в РФ.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Министерство образования и науки Российской Федерации объявило о проведении конкурсного отбора учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата. Заявки на конкурс принимаются до 11 марта 2010 года. Таким образом, продолжается переход на многоуровневую систему бакалавриат – магистратура. Эти изменения вызваны Болонским соглашением, которое, в свою очередь, стремится привести европейскую систему образования к единым общепринятым стандартам.

Новый эксперимент призван приблизить работодателя к пониманию того, что есть такое – бакалавриат. Пока в стране решается вопрос о начале очередного эксперимента, любопытно взглянуть на опыт соседей. Как другие страны, например Германия, справляются с изменениями, вызванными переходом на многоуровневую систему.

До начала реформы в Германии действовала модель образования, разработанная Вильгельмом фон Гумбольдтом еще в начале XIX века, которая включала в себя широкое образование, сочетающее науку и исследования, свободный выбор изучаемых предметов и самостоятельную организацию учебного процесса студентами.

Общие требования Болонского процесса ясны, но как их достичь, каждое учебное учреждение в Германии решает индивидуально.

Например, Европейский университет Виадрина (Франкфурт-на-Одере) сравнительно небольшой, в нем учатся 6,5 тыс. студентов на трех факультетах: юридическом, экономическом и культурологическом. Факультет юриспруденции просто приписал каждой лекции определенную сумму зачетных баллов ECTS (Европейской системы перевода и накопления кредитов. Один балл ECTS соответствует 30 часам времени, затраченного на изучение определенной темы: посещение семинаров или лекций, самостоятельная подготовка и написание курсовых работ.) Но, кроме этого, на самом факультете ничего не изменилось. Переход к системе бакалавриата и магистратуры здесь не имеет смысла. Выпускники, окончившие лишь первый уровень, не имели бы перспективы на рабочем рынке, куда по традиции допускаются только юристы с фундаментальным образованием.

Для студентов культурологического факультета изменились общие условия образования. Свободное посещение отменили, студенты теперь обязаны посещать все занятия. А нормативный срок освоения учебной программы ограничили шестью семестрами. В этих временных рамках студенты самостоятельно решают, каким образом заработать нужное количество зачетных баллов. Предлагаемым ассортиментом курсов и семинаров в полном объеме воспользоваться они уже не могут. Не хватает времени. Большинство студентов чувствуют себя скованными новой системой. При старых условиях они смогли бы учиться в удобном для себя темпе, поскольку срок учебы официально не был ограничен.

С самыми значительными преобразованиями пришлось столкнуться студентам экономического факультета. Посещение лекций теперь строго по расписанию, и в каждом семестре необходимо набрать определенную сумму ECTS, для того чтобы иметь право продолжить учебу. Будущие экономисты жалуются на неоправданно ускоренный темп, который мешает качественному усвоению материала и резко сокращает объем свободного времени, отравляя тем самым их «золотые студенческие годы».

Если даже у факультетов одного университета столь дифференцированный подход к вопросу, то разница по всей Германии еще более существенная. Как ни парадоксально, введение системы бакалавриата, магистратуры и зачетных баллов противодействует одной из главных целей реформы: повышению мобильности студентов. Университеты часто не признают результаты, достигнутые студентами в других учреждениях.

Но ситуация понемногу улучшается по мере сближения университетских стандартов. Постепенно меняется и отношение работодателей к самому бакалавриату.

Однако студенты, попавшие в университеты во время реорганизации обучения, чувствуют себя подопытными кроликами. За последние два года студенческие организации провели несколько общегерманских акций и забастовок. Основным требованием было возвращение к классической гумбольдтской модели образования. Забастовки были достаточно серьезными, а в Берлине и до сих пор можно увидеть палатки и транспаранты бастующих, проходя мимо Университета имени Гумбольдта. В среднем немецкий студент учится 12–13 лет, прежде чем он поступает в университет. Часто между окончанием школы и началом обучения в вузе год или два раньше уходило на профориентацию. Старая система давала время для поисков своего призвания. С новой системой все это уходит.

В России, конечно, реформа имеет свои особенности. Здесь большие страхи связаны именно с тем, что фундаментальность образования уйдет, если ограничиться в реформе чисто количественно-временными мерками.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нобелевская премия мира не досталась Трампу

Нобелевская премия мира не досталась Трампу

Геннадий Петров

Награду получила противница венесуэльских властей Мария Корина Мачадо

0
1173
Самозанятым настоятельно рекомендуют начать отчислять взносы в Соцфонд

Самозанятым настоятельно рекомендуют начать отчислять взносы в Соцфонд

Ольга Соловьева

Власти обещают оставить специальный налоговый режим без изменений до 2028 года

0
2077
Суды можно быстро разгрузить с выгодой для граждан

Суды можно быстро разгрузить с выгодой для граждан

Иван Родин

Законопроект "Новых людей" проверит намерение властей и дальше отрицать очевидное

0
1968
Ожидаемый прирост ВВП в 2025 году снизился до 0,7%

Ожидаемый прирост ВВП в 2025 году снизился до 0,7%

Михаил Сергеев

Если тенденция продолжится – избежать спада экономики в следующем году будет почти невозможно

0
2748

Другие новости