0
2515
Газета Образование Интернет-версия

25.05.2010 00:00:00

Школы отпустили в автономное плавание

Тэги: образование, школа


образование, школа На что потратить деньги, школе лучше решать самой.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

C 8 мая, то есть с того самого момента, как президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон о реформе бюджетных учреждений, общество объято самыми противоречивыми слухами, вплоть до обвинений властей в нарушениях основ Конституции. Почему Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» вызвал такое беспокойство? О том, что даст новый закон непосредственно школе, в беседе с корреспондентом «НГ» Натальей Савицкой рассказывает директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина.

– Ирина Всеволодовна, какова основная идея закона?

– Этот закон предполагает свободу школы в распоряжении своими средствами и позволяет увязывать результаты обучения с фактическими затратами на него. Цель – предоставить бюджетным учреждениям свободу в использовании денег под ответственные обязательства. Эти обязательства закрепляются госзаданием учредителя. А госзадания, обеспеченные принятым Госстандартом, включают в себя не только какие-то объемно-количественные показатели, но и качество школьного образования. Госстандарт в начальной школе уже принят, в средней и старшей школе будет принят в самое ближайшее время.

– Какое учебное заведение оставить на бюджете (казенные учреждения), кому позволить стать новыми бюджетными или автономными – все это решает учредитель?

– Да, причем по мере готовности учреждений перейти в тот или иной статус. Тут важно отметить, что уже почти во всех регионах РФ есть автономные учреждения. Существует такая практика минимум два-три года, и за это срок ни одно из этих учреждений не стало банкротом. Никто не заявил, что собирается переходить на обратный статус.

Мне могут возразить, что в статус автономных перешли самые подготовленные. Мы понимаем дело так, что и в будущем в автономные будут переходить только те, кто готов. Те, кто имеет свою собственную стратегию развития, свою миссию. И для того, чтобы идти дальше, этим учреждениям наряду с академическими свободами нужна экономическая самостоятельность, финансирование одной строкой, свобода в распоряжении средствами. То есть они четко понимают, зачем им нужно стать автономными.

Напомню, что внебюджетные средства для автономных учреждений еще с 2006 года школы могут накапливать, развивая деятельность, приносящую им доход, и тратить самостоятельно.

Деньги идут сегодня в школу не только в обмен на обязательства, но и в обмен на эффективность. У школ появляется возможность выявить свои внутренние резервы и использовать освободившиеся средства на повышение качества образования. Сэкономленные деньги отнимать никто не будет. Школа теперь сама будет думать, как их разумно потратить, а учредитель лишь отслеживает конечный результат. При этом вся отчетность школы прозрачна и публична.

До этого, напомню, было сметное финансирование. Следили только за тем, чтобы учреждения выполняли смету по статьям. Чтобы, не дай бог, копейка с коммуналки не ушла на какие-то другие нужды. Переход на траты по другим статьям можно, конечно, было осуществить, но это занимало минимум два-три месяца. Вот от этого мелочного контроля и избавили сегодня школы.

– Финансовая свобода новых бюджетных учреждений при этом остается несколько ограниченной?

– Деньги у них в отличие от автономных школ останутся в казначействе. Поэтому за ними сохранится казначейский контроль. В казенных школах остается все так, как было ранее. В них все решает учредитель.

– Если новое внебюджетное учреждение захочет что-то купить на заработанные средства, оно вынуждено будет применять 94-й Федеральный закон («О госзакупках»)?

– Понимаю подтекст вопроса. 94-й ФЗ действительно вызывает сегодня много нареканий. Иногда за строгим соблюдением его идет неконтролируемое качество за счет снижения цены. Не нравятся и длительные сроки, и сложность самой процедуры. По условиям организаторов конкурса учреждение вынуждено выбрать интересующее оборудование или услуги по минимальной цене.

Но закон никто не отменял. В автономных учреждениях есть возможность не проводить конкурсы по закупкам, для новых бюджетных это условие сохраняется. Но при этом нужно обязательно отметить, что все, что закупается в рамках госзадания, которое обеспечивает реализацию госстандарта образования и устанавливается учредителем, осуществляется без конкурса. И на одинаковых принципах по одним и тем же источникам рассчитывается субсидия для любых учреждений.

И еще очень важно, что в это госзадание входят и условия обучения. Учитывается и такой фактор, как кадровый потенциал. И поэтому вся критика, мол, школы будут давать только обязательные предметы, а за все остальное нужно будет платить, – необоснованна, потому что в новых госстандартах прописана в том числе и внеурочная деятельность. Все это и будет отслеживаться учредителем.

– Всех настораживает внезапность перехода к делению учреждений на автономные, казенные и новые бюджетные┘

– Переход к такому делению был подготовлен заранее. И находится в связке и с переводом школ на подушевое финансирование учащихся, и на новую форму оплаты учительского труда. Увязан с подготовкой и аттестацией учительских и преподавательских кадров. И с академическими свободами школ, благодаря которым школа теперь самостоятельна в составлении своих программ на базе госстандарта. Оставалось дать школам некоторую экономическую и финансовую свободу. Что и сделали. Поэтому непонятно, почему этот закон вызвал такой ажиотаж┘

– Наверное, потому, что остаются риски. Например, вопрос банкротства школ...

– Банкротства быть не может, потому что детей все равно нужно учить. Есть прямая норма закона о невозможности банкротства любых учреждений. Здесь имеет смысл перед переходом школы на новый тип учреждения снять с нее все накопившиеся перед этим переходом долги. Иначе долг ее будет расти.

Но риски остаются, и связаны они совсем с другими факторами. В первую очередь – с демографической проблемой. Нормативы никто понижать не будет, количество школьников существенно сократилось и продолжает пока сокращаться. Для школ этот фактор оборачивается тем, что им нужно суметь самостоятельно просчитать, какие программы закладывать, на какие траты пойти. В общем, встает вопрос эффективного управления школами. Но директоров ведь учат, как в этой ситуации поступить.

Существует проблема с документацией. И опять же – здесь важно понять, что это не будет процесс реорганизации учебных учреждений. И под шумок невозможно уволить директора школы, сократить учителя и принять другие непопулярные меры. По-хорошему, закон ничего существенно не меняет в жизни школ. Это все нужно понимать.

– Если все так, то почему сами учителя боятся этого перехода?

– Они опасаются прозрачности их деятельности и публичного обнародования личных показателей их труда. Боятся того, что от качества уроков теперь зависит и зарплата. Вдобавок страсти учителей подогреты политическими партиями, умело разыгравшими на фоне плохой информативности населения собственную карту. И, чего скрывать, учительские коллективы у нас в основном укомплектованы людьми пожилого возраста, им свойственна инерция мышления, боязнь нового на фоне быстро меняющейся школьной среды.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1439
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1640
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1747
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4051

Другие новости