0
3214
Газета Образование Интернет-версия

23.01.2013 00:00:00

Об ограничениях на безответственность

Александр Абрамов

Об авторе: Александр Михайлович Абрамов - член-корреспондент РАО.

Тэги: образование, наука


30 декабря, то есть в канун Нового года, правительство утвердило государственный документ – «дорожную карту», описывающую систему ключевых изменений в сфере образования и науки на 2013–2018 годы. В связи с этим хочу сослаться на свою статью, опубликованную в «НГ» 12.10.12 – «Школу заставят равняться на децильный коэффициент». Речь в ней шла о бессмысленности одного из критериев эффективности утвержденной правительством Госпрограммы развития образования до 2020 года. Я полагал, что ввиду наличия признаков явной дури этот децильный коэффициент, – а в Интернете острословы, сами понимаете, как его назвали, – будет по-тихому удален из текста госпрограммы. Не тут-то было!

В новой «дорожной карте» пресловутый коэффициент не только не исчез, но и получил бурную поддержку правительства. Приходится привести две цитаты из этого госдока.

Один из главных показателей эффективности движения «вдоль по Питерской», то бишь по «дорожной карте», – «отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена». А впереди нас ждут совершенно замечательные новости, то есть крайне позитивная динамика ключевого показателя эффективности российской школы: «2013 г. – 1,82; 2014 г. – 1,74; 2015 г. – 1,7; 2016 г. – 1,66; 2017 г. – 1,62; 2018 г. – 1,58».

Все страны мира, не имеющие такого показателя и такой динамики, обзавидуются! Кстати, не выдвинуть ли коллектив авторов на крупную международную премию – например, Шнобелевскую? Относиться сколь-либо серьезно к децильному коэффициенту нельзя по очень многим причинам. Главные из них таковы.

Даже самые убежденные и самые влиятельные сторонники ЕГЭ признают крайнее несовершенство контрольных материалов и процедур. Недостоверность измерителей и измерений неизбежно влечет существенно большую недостоверность интегральных оценок.

Априори ясно, что оценить состояние национальной системы образования в целом, а тем более одним параметром с точностью до одной сотой (0,01), невозможно в силу крайней сложности системы. В начальной школе учат, что сапоги с розами складывать нельзя. Аналогично совершенно бессмысленно выделять в качестве лучших или худших школы в зависимости от полученных средних баллов ЕГЭ по всем предметам. Принципиально важно и то, что других критериев оценки госпрограмма не предусматривает.

Предложенная динамика коэффициента показывает стремление ликвидировать разрыв между «хорошими» и «плохими» школами. Между тем никаких оснований утверждать, что значение 1,5 близко к идеалу, нет.

Установление плановых заданий по предельно формализованным и примитивным критериям провоцирует и школы, и систему управления на их достижение. Это резко смещает цели школьного образования, провоцирует на достижение показателей любой ценой.

Наконец, прежде чем проводить очередной эксперимент в особо крупных размерах, следовало бы для приличия провести профессиональное обсуждение (в том числе с участием международных экспертов), несколько лет понаблюдать за событиями.

Но фундаментальная проблема с возрождением децильного коэффициента много серьезнее: как такое стало возможно? До 30 декабря 2012 года рекордом мистификации и наукообразия считалась знаменитая статья Ороса ди Бартини «Некоторые соотношения между физическими константами», опубликованная по представлению академика Б.М.Понтекорво в журнале «Доклады АН СССР» (1965). Но то была яркая шутка двух итальянцев в России. Рассматриваемая нами ситуация далека от шуточной: это дурь, возведенная в ранг государственной политики.

Тот факт, что у нас «Кафка стал былью», означает: свершились три события. Во-первых, нашлась Светлая Голова, придумавшая «дебильный» коэффициент; быстро нашлись поклонники идеи и влиятельные лоббисты. Во-вторых, в десятках структур с громкими названиями, участвующих в госпрограмме – среди них Российская академия наук и Российская академия образования, – не нашлось ни одного руководителя, который, узнав о существовании коэффициента, сказал бы: «Вы что? С ума сошли? Я это подписывать не буду». И, в-третьих, упомянутые госдоки беспрепятственно прошли все ступени вертикали власти.

Похоже, что в государстве Российском фильтры, защищающие от явных глупостей и безответственности, засорились напрочь.

Как будут дальше развиваться события? Естественный сценарий таков. Президент Путин признает недействительными госпрограмму и «дорожную карту». Проводит служебное расследование и принимает решение о дисциплинарных взысканиях по отношению к соучастникам процесса разработки и утверждения этих госдоков. Принимается и решение о переходе к новой образовательной политике, коль скоро старая привела к полному абсурду.

Есть и неестественный сценарий: все остается как есть. В этом случае создается опаснейший прецедент: все дозволено-с! И далеко не только в образовании и науке. Это будет означать, что все системы защиты отключены полностью, а угрозы национальной безопасности страны резко возрастают.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
626
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2351
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1561
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1189

Другие новости