Будущее прогнозировали буквально на коленках... Фото предоставлено пресс-службой АСИ
Участники нескольких сессий проекта «Форсайт-Флота-2013» разошлись во взглядах на будущее вузовского образования с официальными идеологами. Организатором мероприятия выступило Агентство стратегических инициатив (АСИ). В нем участвовали ученые, предприниматели и руководители вузов практически из всех регионов страны. Образование ждут перемены. И возможно, не самые приятные для тех родителей учеников, кто привык, что все за них решает государство.Основным выводом стал тезис о превращении образования из системы, выстраиваемой под контролем государства, в сферу, выстраиваемую множеством независимых игроков, приобретающую образ «лего-образования». Причем собирать «лего-образование» будет сам ученик, да еще и в течение всей жизни. В ближайшее время, по прогнозам, в университетах будут востребованы курсы для населения от 45 лет и старше.
Возможно, выводы участников сессий повергнут в смятение приверженцев прежней системы, рассматривающих образование как привитие вечных ценностей. «Сервисный» подход из образования не только не уйдет, как бы хотелось им, но и вслед за дошкольным, где это уже довольно развито, захватит и остальные ступени обучения. То есть образование не просто объявляется «образовательной услугой», оно закрепляется как услуга через развитие онлайн (и офлайн) сервисов.
Некоторым утешением для приверженцев идеи образования как обязанности государства и можно считать то предложение, что отдельной важной задачей следует считать проработку и поощрение сервисов, имеющих культурологическую и социальную направленность.
Как считают участники сессий, будет расти поляризация школьного образования. С одной стороны, появляются элитные школы, внедряющие новые технологии и элементы вузовского подхода в старшие классы. С другой стороны – слабые школы превращаются в «камеры хранения», основной функцией которых остается лишь присмотр за детьми. Тем не менее, считают авторы форсайта, этой поляризации не надо бояться. Наоборот, необходимо стремиться выделить этих сильных игроков и опираться на них (правда, не совсем понятно, что же все-таки делать со слабыми?). В будущем, обещают нам, большую значимость приобретут профессиональные сообщества родителей.
Система высшего образования РФ в ближайшие 5–10 лет будет переживать изменения под воздействием экспансии зарубежных образовательных франшиз. К нам придут «вузы миллиардов», которые, как рассказал «НГ» Дмитрий Гужеля, основатель проекта "Универсариум", уже сегодня работают по принципу «пылесоса», собирая лучших наших студентов. Потому что они не просто выставляют для бесплатного обучения на своих платформах лучшие курсы лучших преподавателей, но и предлагают потом своих преуспевающих студентов работодателям. Примечательным фактором можно считать в данном случае и перевод всех курсов на русский язык. «Нелюбовь» к английскому языку уже не будет помехой для обучения в престижных вузах Запада.
Увы, сокрушается Дмитрий Гужеля, конкуренции нашим вузам на этом поле не выдержать по той простой причине, что практически все ниши на западных платформах разобраны. Сделать подобную платформу у себя наши престижные высшие школы не спешат, напрасно отвлекаясь на жесткую конкуренцию внутри страны.
Как полагают участники сессий, в это десятилетие в России пройдет градация вузов на исследовательские и предпринимательские. Последние призваны осуществить интеграцию с профессиональным сообществом. Если этого не произойдет, то разрыв между спросом и предложением кадров для новой экономики России только усилится.
Бороться с коррупцией предлагается через прозрачность вузовской системы. В ближайшие годы в Сети появятся не только диссертации, но и курсовые и дипломные работы, чтобы все видели успехи каждого. Будут сформированы онлайн-рейтинги преподавателей высшей школы РФ. Нынешнее предложение депутатского корпуса возродить идею распределения выпускников вызвало большое удивление участников сессий. Вместо этого предлагается сделать открытыми все портфолио и результаты учебных практик выпускников в вузах, чтобы не было заблуждений у работодателей, кто чего достоин. В общем, прозрачность, прозрачность и еще раз прозрачность, чтобы, как говорил Петр Великий, «дурость каждого видна была».